Киселева Лариса Анатольевна,
Ростовская область, с.Греково-Степановка,
учитель математики и информатики
МБОУ Греково-Степановская СОШ
Дидактические игры на уроках информатики
В настоящее время не только педагогов, но и школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил. Задача школы помочь растущему человеку найти смысл и свое достойное место в жизни, создать для этого соответствующие условия и предпосылки. Необходима такая реализация внутри системы образования, которая бы позволила школьникам с интересом выполнять поставленные задачи. Каждому педагогу необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, осознали и испытали притягательные стороны информатики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Применение нетрадиционных, нестандартных форм обучения, в частности дидактических игр, благотворно сказывается на учебном процессе.
Занимаясь вопросом использования игр на уроках информатики, могу сказать: играть любят все. Любая игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал максимум своей энергии, ума и выдержки, а от учителя большой подготовки.
Но игра — не самоцель. Игру нельзя использовать как отдельный и самостоятельный элемент урока. Включение её в урок должно быть оправданным, ненавязчивым и плавным. Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра.
Предлагаю варианты игр, используемых мною на уроке информатики в 10 классе «Судебный процесс» и в 9 классе «Аукцион».
Игра «Судебный процесс»
Данную игру целесообразно использовать, как проверку умений описывать информационные модели.
Цели игры:
1. Образовательные:
v развитие умений описывать информационные модели, выделяя существенные с точки зрения цели моделирования свойств объекта;
v стимулирование познавательной деятельности учащихся;
v содействие успешному усвоению учащимися учебного материала по курсу информатики и другим предметам (литературы, истории).
2. Воспитательные:
v воспитание умения работать командой.
v воспитание стремления довести начатое дело до конца
3. Развивающие:
v развитие умений отстаивать свою точку зрения;
v выявление творчески мыслящих учащихся;
v развитие умения взглянуть на привычное с неожиданной стороны;
Правила игры.
Игра проводится в форме командного состязания четырёх команд. В каждой группе следует выбрать подгруппу обвинителей и защитников, которые должны представить описание объекта с позиции обвинения и защиты, использовав свои знания и «материалы следствия», предоставленные учителем. Учитель играет роль судьи, который руководит процессом и делает заключительные выводы по каждому делу.