Некрасова Нина Михайловна,
Омская область,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Лузинская СОШ №1»
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по рассказу А.И. Солженицына «Пасхальный крестный ход»
Тема: Изображение нравственной пустоты молодого поколения в рассказе А.И. Солженицына «Пасхальный крестный ход».
Цель: формирование навыков филологического анализа в постижении содержания текста.
Задачи урока: 1)находить в тексте лексические и грамматические средства, помогающие понять авторский замысел;
2)самостоятельно подбирать языковой материал, подтверждающий выдвинутые предположения;
3)формулировать в обобщенном виде итог языковых наблюдений.
Тип урока: проблемно-развивающий.
Время и место урока в соответствии с учебной программой: урок
закрепления знаний и умений.
Форма организации УД: индивидуальная, групповая.
Методы и приемы: поисковый, сравнительный, исследовательский. Средства обучения: текст рассказа, компьютер, слайды мультимедийной презентации.
Технологии, используемые на уроке:
— сотрудничества (учитель – ученик);
— элементы критического мышления.
Ученики научатся: выполнять филологический анализ текста.
Каких русских мы вырастили?
Оглянешься – остолбенеешь!
А.И.Солженицын
Ход урока:
1.Приветствие.
2.Беседа:
а) Вы прочитали рассказ А. И. Солженицына «Пасхальный крестный ход». Попробуйте одним существительным определить ощущение, которое осталось у вас после прочтения рассказа.
(Печаль, разочарование, стыд, жалость, унижение, обида и т.д.)
(Записать на доске)
б) Свяжите впечатление от первого прочтения с заглавием рассказа.
Что удивляет?
(Когда читаешь заглавие, то представляешь изображение священнодействия, а ознакомившись с содержанием, испытываешь разочарование).
в) Вспомним историю создания рассказа.
(Подготовленный ученик кратко излагает историю создания: рассказ написан в Переделкине 10 апреля 1966 г. в первый день Пасхи, после описываемой заутрени, по личным впечатлениям автора. Ходил в Самиздате, впервые напечатан в «Посеве» во Франкфурте в 1969 г.)
3.Работа с текстом.
а) Какие особенности языка и стиля вы бы отметили?
(Текст изобилует стилистически окрашенной лексикой как сниженной, так и высокой. Этот рассказ написан публицистическим стилем).
б) Перечислите имена существительные, которыми названа молодежь в рассказе, (девки, плюгавые парни, хозяева, зубоскалящая вольница,
сопляки и т.д.)
в) Как характеризуют эти слова молодое поколение?
(Как невоспитанных, аморальных людей, лишенных святости).
г) Кто в рассказе противостоит молодежи?
(Немногочисленная группа истинно верующих).
д) Перечислите слова, которыми автор называет верующих.
(Верующие, православные, деды и тд.).
е) Соотнесите слова, определяющие молодежь и верующих, и сделайте вывод.
(Слова, характеризующие молодежь, стилистически снижены, что говорит о неприязненном отношении к юной смене автора; слова же, относящиеся к истинно верующим, имеют высокую окраску. Это свидетельствует об уважении автора к этим людям).
ё) Кто ещё в рассказе противопоставлен «зубоскалящей вольнице» и для чего?
(Одно-два еврейских лица, «может, крещеные, может, сторонние». Они введены в рассказ для контраста. Этих людей часто обвиняют во всех бедах в государстве, однако они имеют уважение к совершаемому обряду в отличие от «православной молодежи»).
4.Рассмотрим сцену Крестного хода и сравним его описание в рассказе А.И. Солженицына с одноименной картиной художника Б.М. Кустодиева (используем слайд презентации с изображением картины Б.М. Кустодиева «Крестный Ход»). Что поражает вас?
(Картина Кустодиева очень яркая, праздничная, от нее идет свет, разлита радость. От картины, изображенной Солженицыным, веет жалостью, страхом).
«?»:Когда была написана картина Кустодиева? (В 1915 г.)
Когда был написан рассказ Солженицына? (В 1966 г.)
Сделайте вывод.(Страна победившего социализма взрастила поколения, лишенные понимания высших человеческих ценностей).
а) Какую лексику использует автор при описании сцены Крестного Хода?
(Православные, страсти Христовы, благовест, ктитор, хоругви ,женщины с твердыми отрешенными лицами, очищение, светлость; девки в брюках, парни с папиросами «от свечек прикуривают», «не хватает пивного ларька, чтоб эти сдували пену на могилы», жуть и тд.)
б) На какие две группы можно разделить эту лексику? О чем это говорит? (На высокую и сниженную. Это говорит о противостоянии «святого» и «светлого» «низменному», «животному»)
5.Какова позиция автора? Через что мы ее видим?
(Автор явно на стороне верующих. Мы видим это через то, с каким трепетом он изображает верующих и как много иронии и горечи в изо-бражении молодого поколения).
а) Какой тип речи ведущий? ( Рассуждение)
б) От какого лица ведется рассуждение? Почему?
(Автор излагает свой собственный взгляд, отличный от взглядов большинства того времени).
6.Сформулируйте цель сегодняшнего урока.
(Мы постигали содержание рассказа «Пасхальный Крестный Ход» через анализ лексики, используемой Солженицыным)
7.Попробуем выразить собственное отношение к рассказу через создание синквейна.
(Учащиеся делятся на группы и создают синквейн по известной им схеме (представлена на слайде презентации))
1-строка – им. сущ., записанное на доске;
2-строка – два прилагательных, согласующихся с первым существительным;
3-строка – три глагола (действия первого сущ.);
4 – строка – суждение из четырех слов по теме первого слова;
5-строка – слово или словосочетание – резюме.)
Стыд
Огромный, мучительный
Захватывает, гложет, не оставляет
Заползает как змея в сердце
Больно
8.Анализ созданных синквейнов (связать их содержание с эпиграфом к уроку).
9.Подведение итогов урока.
10.Домашнее задание: напишите небольшое рассуждение на тему «Молодежь в рассказе А. И. Солженицына и сегодняшняя молодежь»