Иллюстрация на уроке литературы как средство разрешения проблемы восприятия художественного произведения
Рыжкова Татьяна Вячеславовна, г. Санкт-Петербург,
доцент кафедры языкового и литературного образования ребенка
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Иллюстрация на уроке литературы как средство разрешения
проблемы восприятия художественного произведения
(на примере изучения басен И.А.Крылова)
Иллюстрации к басням помогают решить ряд проблем читательского восприятия. Функции иллюстрации на уроке многообразны: она может
– мотивировать анализ произведения;
– помочь прояснить авторское отношение к персонажам и их поступкам;
– помочь разгадать аллегории (качества людей, скрытые за маской басенного животного),
– помочь увидеть многозначность образа (т.е. символическое начало);
– помочь обнаружить логику развития действия (элементы фабулы и суть конфликта) –
т.е. раскрыть специфику художественных образов поэтической басни, ее композиционные особенности и авторскую позицию.
Для реализации возможностей иллюстрации необходимо создать определенные методические условия, к ним относятся:
– появление иллюстрации на уроке как средства разрешения возникшей проблемы восприятия; т.е. иллюстрация включается в урок в тот момент, когда у школьников появляется проблема в понимании произведения, причем проблема ими осознанная (в момент обнаружения незнания);
– организованный учителем диалог между произведениями литературы (баснями) и произведениями изобразительного искусства (иллюстрациями);
– сочетание творческих приемов изучения произведения (устное словесное рисование, выразительное чтение) с аналитическими.
Покажем, как работает иллюстрация на примерах.
Урок № 1. Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»
На этапе выявления восприятия мы обнаружили, что все дети отказывают Стрекозе в сочувствии, а поэтому смысл басни сводят к ее морали, точнее, к словам Муравья, полностью разделяя его позицию.
Предлагаем им ответить на вопрос: «Какова правда Муравья? Какой он видит жизнь, к чему стремится?»
Ответы, как правило, однотипны и скупы: «Муравей – труженик. Он привык трудиться. Он не любит лентяев и бездельников». Это подтверждает, что дети не видят сложности образов, созданных Крыловым, воспринимают их только как однозначные аллегории дидактической басни.
«А что же Стрекоза? В чем ее правда?»
Ничего, кроме того, что Стрекоза «пела и плясала и ничего не делала», что она и есть бездельница, лентяйка, дети не говорят. Никто не заступается за героиню!
Обостряем проблему: «Что ждет Стрекозу после отказа Муравья?» – «Смерть!»
Первый проблеск удивления на лицах.
– А за какие грехи осуждает Муравей Стрекозу на гибель в холод? Она убила кого-нибудь, ограбила, солгала? Неужели и баснописец разделяет приговор Муравья и тоже отказывает ей в сочувствии?
Проблема обнаружена ребятами, но им пока ее не разрешить, они, скорее, в смятении, в сомнениях. В этот момент и показываем ребятам иллюстрацию к басне, сделанную А.Лаптевым, с вопросом о том, разделяет ли художник их точку зрения? – это первая учебная задача урока.
Анализ иллюстрации направляется вопросами учителя.
– Какой эпизод выбрал художник для иллюстрирования? Почему? (Кульминационный момент – просьба о помощи.)
– Где размещены герои? (В центре.) Кто находится ближе к зрителю? Почему? (Стрекоза. А вот почему это делает художник, дети затрудняются ответить.)
– Почему у Муравья в руке лопата? (Подчеркиваются его трудолюбие, хозяйственность.) Какие еще детали говорят нам об этом? (Топор, крепкий дом с запасами, дым из трубы). А какие атрибуты характеризуют Стрекозу? О чем они говорят? (Сумочка, шляпа – натура легкомысленная, романтичная.)
– Какие чувства испытывают персонажи? Почему вы так решили? (Анализируем позы, мимику, жесты. Но детям трудно их интерпретировать – они не видят мольбы, надежды Стрекозы и агрессивное неприятие Муравья.) Намерения художника, так изобразившего героев, дети не понимают.
Тогда мы прибегаем к приему вживания в образ через кинестетические ощущения: просим детей принять позу Муравья, аналогичную той, что изображена на иллюстрации, и поделиться своими ощущениями. Затем они принимают позу Стрекозы и говорят о своих чувствах. После этого дети, сидящие за одной партой, изображают один – Муравья, другой – Стрекозу, и каждый ребенок после «немой сцены» делится своими переживаниями. Отмечаются важность, суровость, чувство превосходства у Муравья – и униженное состояние, слабость и даже страх перед ним у играющих роль Стрекозы. Ребята, проникшись чувствами героев, начинают иначе смотреть на ситуацию в целом. Такую Стрекозу им становится немного жаль, а Муравей на иллюстрации начинает вызывать неприязнь.