Серебряный век? Это метафора. Обида для А.Блока, С.Есенина, Н.Гумилева, М.Цветаевой. Красивая метафора, а не термин. Появление в 90-х годах символизма. Пришли писатели. Русская поэзия похожа на квадрат.
Горький 1868 Бунин 1870
Андреев 1871 Куприн 1870
В течение трех лет родилось много писателей. А во Франции и Великобритании этого нет. Бунин «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Холодная осень», «Поздний час». Писатель открыл свое творчество в начале 90-х. Это был новый реализм.
Горький – великий соц. реализм. Хотя соц. реализм начался еще у Л.Толстого «Казаки». Горький выразил сущность порывов народа.
Бунин – основоположник лирического реализма.
Куприн показал реальную жизнь, обобщил значимый быт русского народа лучше других писателей. «Поединок», «Олеся», «Белый пудель».
Андреев – реализм экспрессионизма, остров переживательного восприятия жизни и изображение ее в литературе. «Иуда Искариот», «В тумане», «Бездна». Когда Толстой это прочитал, то плакал. Булгаков «Мастер и Маргарита». Изумительная книга, а создан плохой фильм.
Характеристика литературы 20 века.
Первый период русской литературы 20 века с начала 90-х гг. до 1917 года. Бурное развитие русской культуры, искусства на стыке 19 и 20 веков. Во второй половине 19 века в России создана школьная система – русская классическая гимназия. Это были образованные люди – изучали историю, географию, музыку, закон Божий (не обязательно), древнюю античность и древние языки, французский, немецкий, древнегреческий язык, латынь, старославянский. Это все подняло русскую культуру на высокий уровень. Развитие философии. Марксисты знали произведения К.Маркса, а не знали произведения Л.Толстого, Ф.Достоевского, А.Чехова. Это было неприлично. Возникла русская философия. Бердяев и другие. Чисто религиозные произведения у Введенского и Горького. Это и поднимало русскую культуру. Развитие русской музыки. Этюды для левой руки Скрябина. С.Рахманинов и его творчество. Чуткий романс «Я опять одинок». На концерте было два рояля, один он ломал от страстной музыки. Опера «Алеко». И.Стравинский принес поток язычества «Весна…». Оперы П.Чайковский «Пиковая дама», любима Александром III. Оперы Римского-Корсакова. «Сказание о Китяже», «Садко». Шаляпин очень любил «Садко». Опера «Царская невеста». Лихачев писал: «Литература порождала все виды искусства». Театр. Было два направления: система Станиславского и теория движения Мейерхольда. Система Станиславского – проникновение в эпоху, все подробности. Изучает древнерусские костюмы, быт. Проникновение во внутренний мир – психологию. Надо их знать. Надо знать декорации (сценографию). Мейерхольд – движение выражает сущность сцены. Михаил Царев, Кедров (актеры) были любимыми у народа и режиссера. Обнажение сценической конструкции. Нет занавеса, декораций, только конструкции. Опера. Русская опера богата голосами. Р.Петров – бас, Ф.Шаляпин – тенор. «Силы судьбы» – опера Верди. Балет. Значение в Европе, мире. Великие постановщики. Лев Фокин – известный балетмейстер. А. Павлова, Матильда, Кшесинская – все они потрясли мир своим темпераментом, огнем и техникой. Марина Ваганова основала в Санкт-Петербурге школу, которая носит ее имя. Трагический великий актер. Вацлав Неженский – открытие. Исполнял образы, говорящие. Его выразительность, балетная пластика подняли высоко туры мужчин. Он первым освоил прыжок зависания (сам был чемпионом по прыжкам в длину). Танцевал всего семь лет. Известны русские балеро: Васильев, Барышкин, Лиепа, Мадейчик, Акимов. Это все соединилось, чтобы поднять русскую литературу. Русские меценаты помогли создать М.Горькому «Знамя», где книги стоили 1 копейку. Мамонов, Морозов, Бахрушин – создали крупнейшие театральные музеи. И.Цветаев создал музей изобразительных искусств. Русский музей в Петербурге. Третьяковы, Дягилев. Проводились русские вечера в Париже. На этом фоне поднималась русская литература.