Комплексное использование компьютерных программ на занятиях по спортивному туризму

Сумароков Л. С.,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДЮТиЭ

г. Амурск

«Комплексное использование  компьютерных программ

OCAD и CATCHING FEATURES

на занятиях по спортивному туризму»

Уже несколько десятилетий в профессиональном спорте используются различные компьютерные программы: калькуляторы питания, симуляторы прохождения различных дистанций, программы для отслеживания передвижения спортсменов, планировщики нагрузок и многие другие вспомогательные программы. Они заняли свою нишу в системе тренировок и соревнований в различных дисциплинах.

В спортивном туризме и ориентировании на местности так же с каждым годом растёт список используемых программ и гаджетов, правильное использование которых помогает  не только спортсмену, но и педагогу. Качественно построить спортивную дистанцию или туристический  маршрут, смоделировать прохождение этапа при невозможности работы на местности, помогают программы симуляторы.

Актуальность опыта обусловлена растущей потребностью в качественно новых способах использования информационных технологий в организации учебного — тренировочного процесса и проведении игр, соревнований, экскурсий. В дополнительном образовании детей не используется адаптированных пакетов программного обеспечения (ПО) 3D симуляторов.

Новизна педагогического опыта заключается, в удовлетворении потребности внедрения в работу адаптированных программ с 3D симуляторами местности для планирования спортивных и игровых дистанций в виртуальном пространстве, при невозможности работы на открытом воздухе.

Целью работы является внедрение адаптированных компьютерных программ OCAD и CATCHING FEATURES в процесс обучения спортивному туризму в условиях Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска.

Задачи:

анализ комбинированного использования программ OCAD и CATCHING FEATURES в системе занятий спортивным туризмом;

— адаптировать программы «OCAD» и «CATCHING FEATURES» для использования в работе в условиях дополнительного образования;

— обучить обучающихся работе с программами;

— создать  2Dи 3D карты и игровые виртуальные дистанции.

Главная идея данного опыта заключается в обучении детей качественно и быстро пользоваться ИКТ технологиями. В данном случае работе с программами OCAD и CATCHING FEATURES.

OCAD — программный пакет для рисования карт. Он предлагает обширный набор символов для рисования всех видов карт, таких как карты города, схемы улиц, парков, географических и спортивных карт. Справочник наборов символов предусмотрен для создания различных типов карт. Использование OCAD удобно и не требует много времени для обучения.

Catching Features — игра-тренажер спортивного ориентирования. Его можно использовать в дождливую погоду, дни отдыха, при травме и просто как дополнительную тренировку. В игре доступно несколько режимов. Помимо обыкновенных индивидуальных гонок с раздельного старта, против компьютерных оппонентов, в игре существуют два сетевых режима с игрой против реальных людей: режим мультиплейера и соревнований в реальном времени.

Эти программы используются профессиональными спортсменами и тренерами для планировки дистанции, поддержания формы, тренировки памяти и внимания. Но «новичок» впервые столкнувшись с ними и пытаясь «копнуть» немного дальше пользовательского режима наталкивается на различные трудности. Такие как, отсутствие простых и понятных пособий к программам. Часто тексты не переведены на русский язык.

Для применения данных пакетов программ в дополнительном образовании требуется перечень конкретных  ПО определённых версий, работающих только в таком сочетании. Так же требуется перебрать и упростить существующие руководства к самим программам и утилитам к ним. Для применения пакета ПО на занятиях с детьми рекомендуется изучить пособия к программам, а так же подготовить примеры карт и дистанций.

На первом этапе обучения воспитанники учатся рисовать простейшие карты и схемы в программе OCAD. Работая с двухмерным изображением,  они обучаются прорисовывать детали окружающей среды или обрисовывать их по отсканированной подложке реальной бумажной карты. Далее следует поэтапное адаптирование рисунка к переводу в программу симулятор Catching Features. Для этого воспитанники обучаются работе в программе конвекторе, переводящей 2х мерное изображение в 3х мерное. На данном этапе можно варьировать сложность роботы от уровня «новичок», когда конвертация проходит в автоматическом режиме и для опытных пользователей, когда режим конвертации настраивается в ручную.

Когда карта готова, она переносится и запускается в программе для планировки дистанции. Сложность дистанции также устанавливается по уровню учащихся.

Цикл от рисовки карты до прохождения дистанции может занимать одно стандартное занятие, но этот цикл будет подходить более для ознакомления. Для более детального знакомства с программой рекомендуется курс из 10 – 15 занятий.

Занятия построены с учётом индивидуальных особенностей каждого воспитанника, учитывается сложность карты и уровень самостоятельности работы. Используются нестандартные формы и методы, которые обеспечивают хорошее качество подготовки учащихся

  • Игровые формы:

— сама работа воспитанника подразумевает создание игровой виртуальной дистанции.

  • —  Различные формы работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные):

— даже при индивидуальной работе, к результату в будущем можно будет возвращаться для групповой игры-соревнования и редактирования. Над картой может работать и группа воспитанников, специализируясь каждый на своём участке или проблеме.

  • —  Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.)

На занятиях так же используются педагогические технологии:

  • Информационно коммуникативные
  • Личностно ориентированные

Востребованность данной деятельности объясняется растущей потребностью в качественно новых способах использования информационных технологий в организации учебно-тренировочного процесса и проведении игр, соревнований, экскурсий.

Таким образом, считаю, что данный опыт достоин распространения среди  педагогов различных образовательных учреждений. Используя его, можно добиться  следующих результатов:

— увеличение скорости чтения карты;

— улучшение знаний ПК

— воспитанники легко моделируют спортивно-игровую дистанцию;

— рост положительного отношения и учебного интереса к предмету;

— развитие творческого потенциала детей.

Опыт первоначально предназначался для использования с обучающимися в дополнительном образовании туристов – спортсменов. Использовался для улучшения  у обучающихся скорости реакции, способности запоминать дистанцию. Также для обучения моделированию спортивно игровых дистанций в виртуальном пространстве. Но как элементы опыта так и он в целом может быть использован педагогами различных спортивных и эколого- краеведческих направлений, везде где может пригодится моделирование игровых и спортивных дистанций, рисовка карт и планов местности.

Использованные источники:

  1. http://catchingfeatures.com/(официальный сайт игры «catching features»)
  2. https://www.ocad.com/en (официальный сайт OCAD).
  3. Введение в OCAD-8 Для Windows 95/98/ME/NT/2000/XP. Перевод, редакция. — В.Г.Кирьянов.

 

 

Добавить комментарий