ВНИМАНИЕ: Ведутся работы над улучшением дизайна сайта.

PostHeaderIcon Форум «Навигатор поступления-2014»

522baab477e2a1e32c03f62942d983c0.jpg (600×399)

«Навигатор поступления» – первый образовательный форум нового формата

В октябре в Москве прошел первый форум «Навигатор поступления-2014». За три дня он собрал около 5000 человек – старшеклассников, учителей, экспертов ЕГЭ. Мы попросили ответить на вопросы, которые волнуют всех, кому весной сдавать экзамены в школе, кандидата филологических наук Ирину Зотову представителя компании MAXIMUM, организатора форума.

– В чем принципиальное отличие «Навигатора поступлений» от других образовательных выставок? Чем он полезен абитуриентам?

– Во-первых, в нем участвовали 15 лучших вузов Москвы, которых мы собрали вместе на одной площадке. Это сразу подняло планку форума. Школьники получили возможность узнать, что от них требуется, чтобы поступить в престижный вуз, сколько надо набрать баллов и как готовиться к экзаменам.

Во-вторых, у нас был интерактив: много мастер-классов, много открытых уроков. Этот формат оказался очень привлекательным. Ты поняли, что таких классов и уроков должно быть еще больше – не все желающие смогли на них попасть. В дальнейшем мы будет переводить мастер-классы из формата лекций в формат дискуссий.

В-третьих, представители вузов отмечали, что впервые на образовательной выставке они видели такое количество абитуриентов, подготовленных, понимающих, что они хотят, задающих осмысленные вопросы, очень активных. Обычно по выставке ходят родители и тянут за собой ребенка… А у нас был необычайно высок процент самостоятельных школьников без родителей, и многие вузы отмечали, что именно среди этих посетителей они видят своих будущих студентов.

– Как изменился алгоритм поступления в вуз после введения ЕГЭ?

– Можно сказать, что принципиально алгоритм не поменялся. При прежней системе экзаменов старшеклассник должен был восполнить пробел между знаниями, полученными в школе, и требованиями, которые предъявлял вуз. Приходилось дополнительно заниматься с репетиторами из этих вузов. Разрыв в знаниях сохраняется и сегодня, система подготовки тоже. Только теперь ею занимаются не преподаватели вузов, а центры, специализирующиеся на подготовке к ЕГЭ, включающей знание предмета и навыки сдачитестового экзамена.

– К лучшему или к худшему, на ваш взгляд, эти изменения?

– На мой взгляд, к лучшему. Во-первых, все сдают один и тот же экзамен, во-вторых, благодаря ЕГЭ у всех появилась равная возможность поступать в ведущие вузы. Это, безусловно, положительный фактор. Большой плюс ЕГЭ – в объединении выпускных и вступительных экзаменов. Если раньше школьник должен был сдать выпускные экзамены в школе, причем по всем предметам, даже по тем, которые были не нужны ему в вузе, а потом – вступительные в вуз, то сейчас эта процедура упростилась, а число экзаменов существенно сократилось. Сделано это было для того, чтобы у выпускников было меньше стресса в результате экзаменов. К сожалению, победить стресс нам пока не удалось. ЕГЭ продолжает оставаться «страшилкой года», но не по сути, а из-за складывающейся вокруг него обстановки: не сдав обязательные экзамены, ученик не получает аттестата о среднем образовании, и это закрывает для него дорогу в вуз по крайней мере на год.

Естественно, дети приходят на экзамен в стрессовом состоянии. У нас, в рамках учебного центра, есть отдельный семинар, посвященный подготовке к стрессам на экзаменах. На нем ученикам объясняют, как нужно концентрироваться, как бороться с волнением, как сосредоточиться на экзамене. К сожалению, ни школы, ни другие организации  к этому не готовят. А зря. Так, в школе, где мы опрашивали учеников при выходе с экзамена, при нас одного ученика увезли в больницу, потому что он не выдержал напряжения. Стрессоустойчивость – очень важная вещь.

Тем не менее, два экзамена – это два стресса, один экзамен – один стресс. Плюс школьники получили возможность подавать документы в 5 вузов, что тоже очень хорошо. Не набрал баллов в один вуз, есть возможность поступить в другой. И у вузов есть шанс приобрести очень хороших студентов.

– Как вы считаете, а для вузов введение ЕГЭ скорее плюс или минус?

– Для вузов введение ЕГЭ тоже оказалось плюсом. Вузы жалуются, что ЕГЭ приводит к ним плохих студентов. Но это не из-за самого экзамена, а из-за коррупционной составляющей при его сдаче, которая раньше была внутри вузов, а сейчас переместилась в сферу среднего образования и стала заметнее. И решать надо именно эту проблему. При этом нельзя не отметить, что сегодня ЕГЭ позволяет не терять талантливых студентов, которые бы при прежней системе, подав документы в один-единственный вуз и не поступив в него, остались бы за бортом.

Как, на ваш взгляд, следует модернизировать систему ЕГЭ?

– Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) пытается выжать из ЕГЭ максимум того, что можно было бы предложить детям, не создавая для них стресса. А вот оболочка этого экзамена, его организация пока еще далека от совершенства. Основные проблемы ЕГЭ на сегодня заключаются не в самом экзамене, а в форме его проведения.

ЕГЭ можно было бы сдавать в течение всего года и пересдавать в этом же году. Все эти разумные меры давно существуют на Западе. Там человек записывается на экзамен, сдает его, и если его не устраивает результат, пересдает.

Систематизированный экзамен имеет свои шаблоны, он предполагает точность и сжатость, требует больше внимания. Отвечая на его вопросы, надо давать четкие и конкретные формулировки. Надо заранее знать особенности ЕГЭ и готовиться к ним, надо понимать, как устроен этот экзамен. Ошибка ребенка на экзамене в первый раз – это никак не трагедия, и отнюдь не всегда она связана с уровнем его знаний.

На западе практика проведения таких экзаменов существует давно, там учитывается, что в первый раз человек может переволноваться или не знать всех правил сдачи. У нас эти нововведения пока находятся в стадии обсуждения, но пройдет время, и к ЕГЭ будут относиться спокойнее, волна ажиотажа спадет, и постепенно все вернется в свою колею. Появятся организации, в том числе и такие, как компания MAXIMUM, которые занимаются подготовкой к ЕГЭ, и готовиться к нему станет проще.

– На что стоит обратить внимание абитуриентам при выборе профессии? Какими критериями руководствоваться?

– При выборе профессии необходимо учитывать три момента: склонности, трезвую оценку собственных способностей и перспективы применения выбранной профессии. Если ребенок гуманитарий, не надо заставлять его заниматься математикой. Ну, и надо понимать, куда он с драгоценным даром, полученным в вузе, потом пойдет, кем будет работать и на что кормить семью.

Зачастую в 15-16 лет очень трудно определиться. Мы на форуме столкнулись с учениками, которые хотели одновременно заниматься физикой и журналистикой, поступать на экономику и на режиссуру. Приходилось им объяснять, что при таком разбросе в профессии, придется сдавать не четыре ЕГЭ, а гораздо больше.

– Какие профессии, на ваш взгляд, будут востребованы через 5 лет?

– Технические, медицинские. Но экономисты, юристы, менеджеры всегда будут в цене. Правда, для них будет важна не сама специальность как таковая, а глубина знаний и умение применять их на практике. Прикладной характер будущей специальности – это общий тренд.

Надо отдать должное вузам: за последние годы, поняв этот интерес и пытаясь дать студентам прикладной характер знаний в рамках образования в данном направлении, они проделали большую работу. Вузы стали не просто преподавать экономику, а экономику гостиничного дела, экономику туризма, экономику прикладного направления.

Кроме того, произойдет перераспределение бюджетных мест в пользу технических вузов. Наличие там бюджетных мест станет не последним фактором при выборе вуза, все это приведет к тому, что эти специальности будут востребованными. Наш форум показал, что интерес к техническим вузам повысился. Многие школьники, которые пришли на форум, интересовались техническими специальностями, особым спросом пользовались такие вузы, как МИСИС, МЭИ, МГТУ, то есть вузы, которые предоставляют более широкий профиль практичных, инженерных специальностей.

– Когда, по вашему мнению, надо начинать выбирать предметы для ЕГЭ и вуз? 

– Конечно, чем раньше, тем лучше. Но если человек не может выбрать профессию, то он должен хотя бы понимать свою склонность – гуманитарий он или не гуманитарий? И руководствоваться этим. А deadline здесь очень четкий. 1 февраля вузы вывешивают список ЕГЭи до 1 марта принимают заявки. До 1 марта каждый ученик должен подать заявление, определившись, какие ЕГЭ разделить словаон будет сдавать.

Многие ответственные родители начинают готовить своих детей к ЕГЭ с 9-го класса. Это, на мой взгляд, рановато. Оптимально начинать готовиться в 10-м классе. Четыре предмета интенсивной подготовки за один год – тяжело, а за два – нормально. Можно сначала подготовиться к ЕГЭ по тем предметам, которые даются легко, а под конец их повторить. Это дает чувство уверенности, позволяет стать с экзаменом на «ты».

Мы рекомендуем следующий алгоритм.

  1. Определиться с профессией, воспользовавшись для этого Общероссийскимклассификатором специальностей по образованию (ОКСО).
  2. Узнать, какие вузы готовят к выбранной специальности. Определить, какие ЕГЭ требуются для поступления на данную специальность (эту информацию можно найти на сайте вузов).
  3. Посмотреть на средний проходной балл прошлого года, оценить свои возможности.
  4. Разделить подготовку на этапы. Подготовку к самым сложным для вас предметам начать в сентябре, а к тем, что даются легче, позже.

Такой подход максимально раскрывает потенциал школьника и к моменту сдачи экзамена должен привести его к пику формы – без волнения и лишних нервов.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Статистика