Аннотация
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Гуманитарные предметы в школе занимают особое место, они обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивают абстрактное мышление, память, воображение, формируют навыки самостоятельной учебной деятельности. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер. При формировании проектных и исследовательских действий учитель и ученик выступают как партнёры, содействуют, сотрудничают. Для того чтобы ребёнок захотел участвовать в исследовании, надо сформировать исследовательскую мотивацию.
Школа должна заниматься поиском индивидуальности.
Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления, принимать решения. Это предопределило переход российского образования на новый уровень, обусловило внедрение компетентностного подхода в образовании, который предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе и умение применять их на практике (иметь опыт деятельности).
Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В период обучения в школе ученик осваивает необходимые компетенции, получившие название образовательных. К ним относятся ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, личностного самосовершенствования, социально-трудовые, информационные, коммуникативные.
Гуманитарные предметы в школе занимают особое место, они обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивают абстрактное мышление, память, воображение, формируют навыки самостоятельной учебной деятельности. Они неразрывно связаны со всеми школьными предметами и непосредственно влияют на качество их усвоения, а значит – способствуют овладению будущей профессией.
В каждом учебном учреждении есть научное общество учащихся, целью которого является расширение кругозора школьников, развитие творческих способностей и реализация их потребностей в активной исследовательской деятельности. Однако формирование проектных и исследовательских действий должно происходить непосредственно на уроках. Активно используя на уроках проблемно-исследовательский метод, мы развиваем познавательные и творческие способности учеников. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
Учёные сегодня единодушны во мнении, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в виде задатков. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Одарённых детей много, им посвящены комплексно-целевые программы. Но рядом с одарёнными детьми учатся и не очень одарённые; в массовой школе можно скорее говорить об учениках с опережающим уровнем развития. Современному учителю важно как можно раньше выявить и развить способности ребёнка. Этому как раз и помогает метод проектов, или метод проблем. Его суть – стимулировать интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владение некоторыми знаниями, и через проектную деятельность, решающую эти проблемы, показать практическое применение полученных знаний. Вот здесь как раз и происходит процесс саморазвития и самосовершенствования, т.к. метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. М.Твен справедливо заметил: «Человек, схвативший хотя бы однажды кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто лишь читал о них, но никогда не видел».
Темы проектов, требующие большей затраты времени, предполагают как групповую, так и индивидуальную или парную деятетельность. Конечно, степень самостоятельности работы учащихся зависит от множества факторов: от возраста учащихся, от индивидуальных особенностей детей, от имеющегося опыта создания проекта и др. Важным моментом в работе над проектом является домашнее задание, ведь именно дома учащиеся должны проявить самостоятельность в подборе информации, материала для будущего проекта.
Развивающее образование даёт возможность школьнику обрести способность быть субъектом не только учебной деятельности, но и субъектом развития всех сфер психики в их взаимодействии друг с другом, т.е. субъектом своего социального развития. Для этого необходимо проектировать образовательную среду, где во главу угла ставится развитие личности ребёнка, его познавательных, творческих, физических способностей, а не достижение определённого уровня тех или иных знаний, умений и навыков.
При формировании проектных и исследовательских действий учитель и ученик выступают как партнёры, СОдействуют, СОтрудничают. Мы познаём мир лучше, когда действуем. Это подтверждают и слова Б.Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». Каждый ребёнок изначально – исследователь, поэтому наша педагогическая задача – помочь ему раскрыться, «разбудить», развить его способности, одарённость, которые по той или иной причине пока не проявились в должной мере. А начинать надо с младшего школьного возраста. Почти на каждом уроке можно найти время для небольшой викторины, игры. Так, в 5 классе на уроке литературы обсуждался образ Бабы Яги: кто она? Злодейка? Добрая ли? Вспомнили массу сказок, которые дети читали. При работе над «Снежной королевой» учащиеся играли в «войну героев»: армия Хороших и Плохих. Это вызвало продуктивный спор. Здесь даны понятия «положительный и «отрицательный герои». А в качестве домашнего задания – вопрос: «Подумайте, к какому лагерю вы отнесли бы Маленькую разбойницу»? Как известно, формой выражения проблемы является вопрос. Умение задавать вопросы должно быть присуще любому исследователю, ведь начинается познание неизведанного. Интеллектуальное шоу «Своя игра», «Аукцион знаний»… Можно использовать и такие задания: «Найди загаданное слово» (например: 1) чёрное / белое = (огонь) / вода; 2) верблюд / горб = пеликан / (клюв)), «Составь рассказ от имени другого персонажа» (Представьте, что вы на какое-то время стали камушком на дороге или столом в кабинете. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.), «Сколько значений у предмета» (предлагается какой–нибудь хорошо знакомый предмет (карандаш, мел…). Нужно найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.), «Давайте вместе подумаем» (Почему самолёт оставляет след в небе? Почему заяц кормится ночью?), «Найди ошибку» (Ученикам предлагается текст: «Рассказывают, что герой Троянской войны царевич Гектор ещё в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверки резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Жена Гектора Андромаха была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!» Сколько исторических ошибок допущено в тексте? Докажите и обоснуйте свой ответ).
Помогает структурировать деятельность ученика, координировать его работу (а также работу педагога), повышать исследовательскую мотивацию «Тетрадь развития». В ней отражены индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, творческая активность, участие в делах. К ведению тетради привлечены родители, которые наблюдают траекторию развития личности ребёнка.
Познавательный интерес детей отражается в различной творческой деятельности: рисунках, играх, рассказах. На основе своего опыта ученики начнут творить – не просто рисовать, а пытаться систематизировать свои знания, делая предположения. Чего мы добьёмся? Конечно, пробуждения интереса к теме, к исследованию, включение в процесс поиска правильного ответа.
Интересные приёмы работы, формирующие проектные и исследовательские действия, предложены в книге С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинской «Развитие критического мышления на уроке».
Тема 1 |
Тема 2 |
Линия сравнения |
Тема 3 |
Тема 4 |
|
|
|
|
|
Например, вам нужно подготовить заочную экскурсию «Блистательный Санкт-Петербург». Разделите класс на группы. Каждая группа получает свой объект исследования: Зимний дворец, Таврический дворец, Казанский собор, Мраморный дворец. Первоначально каждый член группы собирает информацию о своём объекте. Затем, обменявшись информацией в группе, участники начинают составлять сводную таблицу. В результате мы получаем продукт:
Зимний дворец |
Таврический дворец |
Линия сравнения |
Мраморный дворец |
Казанский собор |
Барокко |
Классицизм |
Стиль |
Классицизм |
Классицизм |
В.В.Растрелли |
И.Старов |
Архитектор |
А.Ринальди |
А.Воронихин |
Царская резиденция |
Особняк графа Потёмкина |
Назначение в прошлом |
Особняк князя Орлова |
Главный собор города |
Музей |
Административное здание |
Современное назначение |
Музей |
Действующий собор |
Зелёно-голубой |
Жёлтый |
Цвет здания |
Серый |
Коричневый |
Крупнейший художественный музей мира |
В 1905-1917гг. центр оппозиции. Здание Государственной думы России |
Чем знаменито |
Подарен Екатериной II своему фавориту |
Похоронен М.И.Кутузов. был Музеем истории религии и атеизма |
На уроках литературы с помощью сводной таблицы мы можем сравнивать героев, отношение писателей эпохи к какой-либо проблеме, поэтические произведения. Линии сравнения будут зависеть от задач урока. Например:
С.Я.Маршак |
К.Д.Бальмонт |
По небу голубому Проехал грохот грома, И снова всё молчит. И миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем зелёным листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По вёдрам и по лейкам Весёлый дождь стучит. |
В углу шуршали мыши, Весь дом застыл во сне. Шёл дождь – капли с крыши Стекали по стене. Шёл дождь, ленивый, вялый, И маятник стучал. И я душой усталой Себя не различал. |
С.Я.Маршак |
Линия сравнения |
К.Д.Бальмонт |
|
Настроение |
|
|
Звукопись |
|
|
Цветопись |
|
|
Приёмы, используемые автором для описания дождя |
|
|
|
|
Основной смысл использования приёма «сводная таблица» заключается в том, чтобы линии сравнения и характеристики ученики выделяли самостоятельно. Важен не только результат, важен процесс творчества, исследования.
Приведём ещё несколько заданий, направленных на формирование проектных и исследовательских действий.
1. При сопоставлении произведений отечественных и зарубежных поэтов и писателей подключаем живопись. Например, сравнить изображения Богоматери на картине Лукаса Кранаха «Мадонна с младенцем под яблоней» и православных иконах. Главный вопрос звучит так: «Какие символические атрибуты и цвета сохраняются в обеих традициях, а какие нет?»
2. Изучая поэтическое произведение, предлагаем составить «Дневник наблюдений»:
Тон стихотворения |
Паузы |
Ключевые слова |
Синтаксические конструкции |
Языковые средства |
Цветопись |
Звукопись |
|
|
|
|
|
|
|
Такие наблюдения «выливаются» в исследовательские работы: «Две любви» И.Ф.Анненского и «Любовь» А.А.Ахматовой, «Цветовые слова в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Образы лирического Я и ТЫ в стихотворении К.Д.Бальмонта «НА разных языках», «Роль фонетического оформления стиха в создании поэтического образа» (английский язык) и др.
3. Составление понятийного словаря.
4. Урок сомнения.
5. Урок-анализ.
6. Дебаты.
7. Проекты и исследования по краеведению («Старообрядцы Хакасии», «Политические репрессии в Хакасии», «США и Хакасия. Национальный характер. Особенности поведения в общественных местах», «Мосты к А.С.Пушкину поэта Сибири Геннадия Сысолятина», «Символ лошади в культуре хакасского народа» и др.
8. Урок – коллаж, способствующий накоплению опыта построения зрительных логических опор, создаёт предпосылки для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы школьников.
Не в словах ли Ги де Мопассана кроется глубокий смысл работы педагога над развитием личности ребёнка?
— Утешь меня.
— Позабавь меня.
— Дайте мне помечтать.
— Растрогайте меня.
— Заставьте меня содрогнуться.
— Заставьте меня плакать.
— Заставьте меня размышлять.
Великолепная формулировка Мопассана подсказывает нам, как сложен путь к познанию, к творчеству. Кирпичик к кирпичику, кубик к кубику – и получаем дом. Так образно можно изобразить этот путь.
А вот пример из урока литературы в 5 кллассе. «Учёные открыли законы, по которым строится любая сказка. Так, например, известный фольклорист В.Я.Пропп считал, что каждую сказку можно рассматривать как «маленький домик, построенный из кубиков». Каждый кубик имеет в конструкции определённое значение, от него зависит тот или иной поступок героев. 1 кубик – отлучка, 2 – запрет, 3 – нарушение запрета, 4 – герой покидает дом, 5 – даритель испытывает героя, 6 – получение волшебного средства, 7 – враг побеждён, 8 – возвращение героя, 9 – герой спасается от преследования, 10 – счастливый конец. От того, как вы расставите кубики при «строительстве» сказки, что возьмёте за основание, а что «под крышу», кого поселите в сказке, и зависит, какой она будет. Героя для сказки можно выбрать любого. Про спичку, выпавшую из спичечного коробка, можно придумать не менее интересную историю, чем про прекрасную принцессу.
Пробуем, фантазируем, строим конструкции из кубиков, сочиняем. «Колобок и Инопланетянин», «Приключения маленького Муравьишки», «История Капельки»…
Такая работа учит структурированному анализу текста, помогает понять, как слагается сказочное целое, открывает большие возможности для типологического сопоставления сказок разных народов с целью выявления общности и различия во взглядах на мир.
Идея формирования и совершенствования исследовательской и аналитической культуры школьников развивается и через организацию итогового контроля по разделам учебного курса. Это даёт возможность учителю не только проверить уровень сформированности учебных умений и навыков, но и увидеть скрытый потенциал ребёнка, осознать его успешность, спланировать индивидуальную работу с учеником.
Для того чтобы ребёнок захотел участвовать в исследовании, надо сформировать исследовательскую мотивацию. А для этого в школе он должен научиться говорить обдуманно, решать проблемы, получать, отбирать и передавать информацию, работать с различными источниками, дискутировать, выступать с докладами, уметь слушать себя и других, задавать вопросы. Но главным импульсом в развитии ребёнка, несомненно, является творчество. Важно вдохновить ребят, мотивировать их на мыслительные операции. У П.И.Чайковского как-то спросили: «Что такое вдохновение?» На что композитор ответил: «Это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Человек не творец, а наблюдатель, но вдохновение (то, что вдохнули в него) заставляет его исследовать, проектировать, вступать на путь творчества.
Литература
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
- Середенко П.В. Обучение студентов в ходе педагогической практики развитию исследовательских способностей младших школьников. // Исследовательская работа школьников. – М.: Народное образование, №2, 2007.