Уроки по творчеству В.М.Шукшина в 5-7 классах
Рекомендуемые программой рассказы В.М.Шукшина обращают внимание школьников на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Человек, особенно подрастающий, нуждается в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначения своей жизни. Рассказы В.Шукшина помогают в этом, утверждая нравственность, совестливость, правду, любовь к человеку. А эти качества являются корневыми свойствами человеческой души.
Мир Шукшина открывается пятиклассникам уже при знакомстве с автобиографией, написанной им в 1966 году. Непосредственный разговор о творчестве Шукшина начинается с анализа оглавления самых разнообразных сборников, которые представлены в классе.
— На что вы обратили внимание?
Названия чаще всего состоят из одного слова: «Обида», «Случай» и т.д. И за каждым коротким названием содержится какой-то факт, случай «из жизни». Дети, прочитавшие рассказы Шукшина, замечают, что «в них все, как в жизни».
В процессе изучения творчества Шукшина мы обязательно говорим о том, что за этими короткими — смешными или трагическими – историями стоит особый мир и героев, и мир самого писателя. За лаконичными, такими вроде бы простыми диалогами открывается особая шукшинская философия, которая «растворена в его творчестве и изнутри насыщает, пропитывает его» (Л.Аннинский). Автор любит своих героев, относится к ним с доброй и чуткой улыбкой понимания и сострадания.
В его рассказах «Далекие зимние вечера», «Рыжий» и других удивительны герои, их манера общения между собой, их отношения с матерью. Тема материнства проникновенно звучит в произведениях Шукшина, и это особый разговор, который мы ведем с учениками.
Рассказ «Дядя Ермолай», с которого начинается знакомство пятиклассников с Шукшиным, рекомендуем прочитать в классе. Рассказ небольшой, написан от первого лица. В его основе – случай, который произошел с самим писателем в детстве. Обратим внимание школьников на то, когда был напечатан рассказ, — 1971 год. А случай произошел, когда автору было лет 11-12. Случай постыдный. Мальчиков уличили во лжи, но они упорно стояли на своем, не сознаваясь в проступке.
Итак, первая проблема, над которой будут работать в классе – проблема памяти. Центральная часть рассказа – диалог дяди Ермолая с мальчиками. Прочитаем его по ролям. В тетради и на доске запишем своеобразный «психологический этюд» поведения, а главное – чувств, состояний героев. Муки совести? О чем они нам говорят?
И эпилог рассказа насыщен вопросами, на которые Шукшин не дает ответа, предлагая над ними нам подумать: в чем смысл жизни?
Итак, вопрос смысла жизни обыкновенных, но далеко не простых людей является главным в этом рассказе. Смысл этот, по Шукшину, в жизни по совести, по правде.
Стиль, манера письма Шукшина дают огромный простор для читательского толкования текста, за внешней простотой повествования скрывается глубокий подтекст. Ключевые проблемы рассказа «Дядя Ермолай»: памяти-совести-правды, звучат и в других произведениях Шукшина.
Продолжаем исследовать «сквозные» проблемы, которые были нами выявлены при изучении рассказа «Дядя Ермолай» (память, совесть, правда), обратимся в 7 классе к рассказам «Мастер», «Волки», «Обида».
Перед изучением ученикам была дана письменная работа: «Какой смысл я вкладываю в понятия нравственность, совесть, правда?» Нам важно было знать, что для наших детей стоит за каждым из этих понятий, прежде чем мы начнем о них говорить на уроке (такую же письменную работу мы дали после изучения рассказов Шукшина) Изменилось что-либо в понимании школьников, как автор «повлиял» на их мировоззрении?
Наши дети определили, что каждый живет «по своей нравственности и духовности», «надоело слышать эти слова, они уже затерлись, как монетки» и «надо понимать друг друга, а понимать – это значит сочувствовать». Убеждаюсь еще раз: надо, необходимо говорить с детьми об этих проблемах.
Перед нами рассказ «Мастер». Начинается он сказово «Жил-был». Много вопросов. Рассказ поднимает глубокие нравственные и философские проблемы: что есть истинная красота, мастерство, какую роль играет творчество в жизни любого человека? На уроке должен состояться разговор об искусстве, духовности, о красоте, которая «не только глаз, но и душу радует», о том, к чему приводит отлучение от красоты и творчества. В заключение повторим работу: о смысле понятий нравственность, совесть, правда. Сошлемся на работы тех учеников, которые в начале изучения произведений Шукшина написали, что «надоело слышать эти слова»: «Нравственный человек для меня – это, прежде всего, человек совестливый и правдивый». «И если говорить о возрождении души, то надо говорить о возрождении совести и творческого начала в человеке. В этом наше спасении».
Всегда, когда общество переживало кризисы, спасительную роль играла русская литература. И сейчас обращение учащихся к произведениям В.М.Шукшина, В.Г.Распутина, В.П.Астафьева крайне необходимо, так как они представляют страстный поиск правды, истины, духовности, утверждают добро и любовь.