«Слова и звуки»Развитие творческих способностей у учащихся.

«Слова и звуки»

Цель: развитие творческих способностей учащихся.

1.

 Слова и звуки… Звуки и слова.

В них жизни, полной жизни выраженье,

Всё, что вмещает сердце, голова

И человека грудь, — всё проявленья.

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся… Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – всё облекаем в них.

В них мудрости и красоты венец,

В словах и звуках вечный ключ сердец!

      Встреча с музыкой, поэзией, красотой – это всегда праздник. Почему люди пишут стихи, книги, картины, лепят скульптуры?

    Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. И он старается передать красоту мира словами, или красками, или звуками. И люди, которые слушают его музыку, или стихи, или смотрят его картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие писатели, художники, музыканты умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди.

     Сегодня мы будем развивать свои творческие силы, ТВОРИТЬ. Творчество – самый мощный импульс в развитии личности. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. В высший момент творчества человек поглощён полностью предметом труда. Как у А.С.Пушкина: «И забываю мир…».

     Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстаёт в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удаётся передать в прозе.

      Начнём с центона. Центон – стихотворение, составленное из строк других авторов.Центон «составляется» из цитат (строк), походящих друг к другу по размеру и так или иначе по смыслу. По определению Авсония (IV век), центон – «стихотворение, крепко сложенное из отрывков, взятых из разных мест и с разным смыслом». Центо́н (лат. cento, род. падеж centonis — одежда или одеяло из разноцветных лоскутов; от др.-греч. κέντρων, κέντων) — стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений.  Если строки разных по содержанию, но одинаковых по размеру стихотворений объединить, то получится новое (чаще смешное) произведение. Эта игра – центон.

Всеволод Некрасов

* * *

Я помню чудное мгновенье

Невы державное теченье

Люблю тебя Петра творенье

Кто написал стихотворенье

Я написал стихотворенье.

 

Вот ЦЕНТОН, написанный по басням И.А. Крылова.

 

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой,

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище?

Спой, светик, не стыдись!

Недаром говорится,

Что дело мастера боится».

Медведь взревел — и подлинно запел;

Да только лишь совсем особым складом:

То он пищал, то он хрипел,

То верещал козлёнком,

То не путём мяукал он котёнком.

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился…

(«Зеркало и Обезьяна», Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица», Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец, Волк и Журавль»).

2. Составьте центон по стихотворениям А.Пушкина и Н.Некрасова.

 

Однажды, в студеную зимнюю пору… (Из поэмы «Крестьянские дети»)

 

Автор: Николай Некрасов

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

«Здорово парнище!»- «Ступай себе мимо!»

-«Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?»- «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

«А что, у отца-то большая семья?»

-«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

-«Так вот оно что! А как звать тебя?» — «Власом».

-«А кой тебе годик?»- «Шестой миновал…

Ну, мертвая!»- крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Всё, всё настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

А.С.Пушкин УЗНИК

 

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Что должно получиться:

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Вскормленный в неволе орел молодой.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Мой верный товарищ, махая крылом,

В больших сапогах, в полушубке овчинном

Кровавую пищу клюет под окном.

3. Ну а мы коснемся еще одного игрового стихотворного жанра – так называемого буриме. Это стихотворение, написанное на заранее заданные рифмы. В высшем обществе, в детских лагерях, на праздниках – да много где, эта игра является очень популярной. Традиционно, человеку дается набор рифм, и он прямо на месте импровизирует.

Вот как может выглядеть стихотворение-буриме:

Наверху, под самой крышей

Обитают наши Мыши.

Чуть начнет греметь гроза,

Наверху горят глаза.

А может и так:

Старый дом с двускатной крышей,

А над ней кружатся мыши.

Надвигается гроза.

Скачут молнии в глазах.

Или так:

Над моей родимой крышей

Начинается гроза.

Испугались даже мыши,

В страхе округлив глаза.

В общем, для фантазии простора много. Слова в парах можно менять местами, можно склонять или спрягать слова, если это не нарушает рифмы, наконец, можно менять порядок пар. Так что вам я желаю успехов в выполнении домашнего задания. Главное – не бойтесь экспериментировать. А вот, собственно, и задание.

1. Как вы считаете, можно ли называть центоны искусством, а их авторов – поэтами? Или центоны стали придумывать люди, не способные самостоятельно ничего сочинить и нагло пользующиеся чужой фантазией? (0-2 балла)

2. Как вам кажется, почему буриме приобрело такую популярность в виде игры? (0-2 балла).

3. . Сочините буриме на следующий набор рифм:

лето-где-то

коса-роса

свет-ответ

звезда-еда

маг-никак

сова-голова

птица-снится

цветок-глоток

полка-ёлка

ложка-кошка

край-знай

сила-мило.

Ну и вершиной комбинаторной поэзии можно считать «Сто тысяч миллиардов стихотворений» Р. Кено — участника упоминаемой нами в первой части статьи группы УЛИПО. Автор создал десять «исходников», написанных в одной из самых жестких поэтических форм — сонетной. Все их строки, кроме одинакового размера, имеют одинаковую рифмовку и логическую завершенность. В результате каждый желающий может собственноручно создавать новые варианты сонетов, меняя и переставляя строки из разных «исходников». Таких вариантов действительно сто тысяч миллиардов. По подсчетам Кено, чтобы использовать их все, потребуется не менее 190 258 751 года!

«Р.Кено посвящает свои «Четыре тысячи девяносто шесть стихотворений для детей» и  Т. Васильева. Четыре начальных стихотворения из шести строк каждое собрано нами здесь в таблицу, ячейки которой читатель может выбирать — любую одну ячейку из первого ряда (четыре варианта), любую одну — из второго ряда (4 X 4 = 16 вариантов) и так далее, всего 46 = 4096 вариантов стихотворений:

Пушистый кот мурлыкал без забот,

Степной койот вопил, разинув рот,

Страдал удод в неурожайный год,

Плыл среди вод могучий кашалот,

Когда отправился вздремнуть в чулане,           

Пока цыган общался с атаманом,

Когда умолкло пение фонтана,

Как вдруг услышал звуки барабанов,

Поймал он мышь, взобравшись на комод,

Он утащил у мишки свежий мед,

Он курс держал на солнечный восход,

            В тумане разглядел он пароход,

И скушал крынку, полную сметаны.

У обезьяны отобрал бананы.

И обходил в пути капканы.       

В цветах и флагах злого великана.

Вот так буфет готовит нам обед,    

Обиды нет, коль нет в саду карет, 

Дает поэт по совести совет,

Такой куплет пропел мне старый дед,

Цветет в снегу сиреневый букет.    

Откуда свет, что золотит браслет?

Кто требует теперь в балет билет!

Так береги горячим мой привет!

4.         О ПЕРЕВЕРТНЯХ (перевертышах) или ПАЛИНДРОМАХ (греч. «бегущий назад») слыхали, наверное, и люди, далекие от словесных игр. И все это благодаря Алексею Толстому, который в своем «Золотом ключике» заставил Буратино мучиться над написанием «волшебной» фразы: «А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА». Еще в детстве я долго ломала голову над тем, кто такой Азор. Когда же меня просветили, что это кличка собаки, перевертень изящнее не стал: и действительно — чего это розе падать на собачью лапу?

 С тех пор я узнала множество более логичных и изящных палиндромов:

«НАЖАЛ КАБАН НА БАКЛАЖАН»,

«ТЫ, САША, СЫТ»,

«НА В ЛОБ, БОЛВАН»

«АРГЕНТИНА МАНИТ НЕГРА»

    (Н. Булгаков)

«НО ТЫ ТОНКА, КАК НОТЫ ТОН»,

«АДА ПСАРИ И РАСПАДА»

        (Н. Лодыгин)17

«ДОРОГО НЕБО ДА НАДОБЕН ОГОРОД»,

«ЛЕГ НА ХРАМ, И ДИВЕН И НЕВИДИМ, АРХАНГЕЛ»

       (Д. Авалиани)

     Как вы уже поняли, палиндромы — это фразы, которые читаются по буквам одинаково, как слева направо, так и справа налево. Разрывы между словами, а также пунктуация и ударения при этом не учитываются.

Особенно остро это ощущали в древности, когда палиндромные фразы казались магическими. Самый древний из известных палиндромов был написан в IV в.: «SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS» («Сеятель Арепо с трудом держит колеса»). Впрочем, зачем упорный сеятель держал колеса, не имело никакого значения для тех, кто рисовал этот палиндром на стенах домов. Главное было то, что из него можно было составить дивную вещицу — так называемый магический квадрат, где выражение могло читаться как вертикально, так и горизонтально, как слева направо сверху вниз, так и наоборот:

   S  A  T  O  R

   A  R  E  P  O

   T  E  N  E  T

   O  P  E  R  A

   R  O  T  A  S

 Из-за удивительных свойств этот палиндром считался оберегом от болезней и злых духов.

 Утверждают, что даже на куполе константинопольского храма св. Софии тоже вырезан палиндром — «nisponano mimata mi monanopsin», который значит: «Омывайте не только лицо, но и ваши грехи».

 Есть и средневековая легенда о святом Мартине, которому удалось крестным знамением усмирить чёрта, превратить его в мула и заставить везти в Рим. После чего нечистый взвыл чистейшим двустрочным перевертнем:

  «Signa te signa, temere me tangis et angis,

  Roma tibi subito motibus ibit Amor»

(лат. «Крести, крести себя; ты досаждаешь и донимаешь меня без необходимости; благодаря моим стараниям, Рим, предмет твоих устремлений, скоро будет близко»).

    Безусловно, написать палиндромом целое стихотворение очень сложно. Чем оно длиннее, тем труднее сохранить в нем содержание, связность и красоту. Самый знаменитый русскоязычный «Перевертень» В. Хлебникова был явно неудачным:

«Кони, топот, инок,

Но не речь, а черен он.

Идем, молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод, чем меч долог?…

Пал, а норов худ и дух ворона лап.

А что? Я лов? Воля отча!

Яд, яд, дядя!

Иди, иди!

Мороз в узел, лезу взором.

Солов зов, воз волос.

Колесо. Желко поклаж. Оселок.

Сани плот, и воз зов и толп и нас.

Горд дох, ход дрог.

И лежу. Ужели?

Зол гол лог лоз.

И к вам и трем с Смерти Мавки».

Из крупных поэтических палиндромов, попавшихся мне на глаза, можно выделить лишь забавный «Лесной перевертень» С. Кирсанова:

«Летя, дятел,

ищи, пищи.

Ищи, пищи?!

Веред дерев

ища, тащи

и чуть стучи

носом о сон.

Буди дуб,

ешь еще.

Не сук вкусен —

червь — в речь,

тебе — щебет.

Жук уж

не зело полезен.

Личинок кончил?

Ты — сыт?

Тепло ль петь?

Ешь еще

и дуди

о лесе весело.

Хорошо. Шорох.

Утро во рту

и клей елки

течет».

 Еще сложнее написать связный поэтический палиндром, где сохраняется рифма. Смешной рифмованный палиндром «Казак» получился и у В. Набокова:

«Я ел мясо лося, млея…

Рвал Эол алоэ, лавр…

Те ему: «Ого! Умеет

рвать!» Он им: «Я — минотавр!».

 А оригинальность искусного и осмысленного перевертеня Э. Скуржинского заключается в том, что читать задом наперед это двустишие надо полностью, а не построчно:

«О шорох, Кате свежо,

Боже, все так хорошо!».

5. Стилизация —  это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему-нибудь. Вам даны стихотворения (на выбор)  1) В.Брюсова и 2) Д.Бальмонта:

1) Воздух живительный, воздух смолистый

Я узнаю.

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю.

Узкой тропинкой к гранитам прибрежным

Вышел, стою.

Нежу простором, суровым и нежным,

Душу мою.

Сосны недвижны на острове, словно

В дивном краю.

Тихие волны лепечут любовно

Сказку свою.

Вот где дозволило божье пристрастье

Мир бытию!

Веет такое же ясное счастье

Только в раю.    (выделенное курсивом можно не использовать)

2)                               

Я люблю лесные травы

Ароматные,

Поцелуи и забавы

Невозвратные.

Колокольные призывы

Отдаленные,

Над ручьем уснувшим ивы

Полусонные.

Очертанья лиц мелькнувших

Неизвестные,

Тени сказок обманувших

Бестелесные.

Всё, что манит и обманет

Нас загадкою

И навеки сердце ранит

Тайной сладкою.

     Напишите стихотворение, сохранив стиль автора и каждую чётную строку.     

6. Вспомним синквейны.  Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк», причём при его написании существуют определённые правила. Вот они:

                                                          

Например:

Она

Ласковая, красивая,

Заботится, воспитывает, любит,

Без неё жизнь не мила.

Мама.

Попробуй отгадать:

n      ……………

n      Балованный, маленький

n      Плачет, требует, хохочет

n      … — цветы жизни

n      Чудо

Напишите синквейн, выражающий ваше отношение к уроку.

 

6. Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, 1-я и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:

1-я строка: тема

Лист дерева — рождение

2-я: определение (два прилагательных)

Зелёный, яркий

3-я: действие (три причастия)

Светящийся, растущий, цветущий

4-я: ассоциации (4 существительных)

Жара, движение, солнце, пища

5: действие (3 причастия)

Увядающий, желтеющий, падающий

6: определение (2 прилагательных)

Коричневый, старый

7: тема (существительное)

смерть

Сочините диаманту на любую тему (жизнь человека; времена года; любовь – ненависть..)

 

7. Писать синквейны, диаманты, палиндромы, стилизации, центоны научиться можно каждому. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.

Во всех нас частичка Бога,

Есть во всех талант творить.

Он нам дан, как дар, в дорогу,

Чтобы легче было жить.

Он – талант – у нас всех разный,

Нужно лишь его открыть.

И поймёшь, что мир прекрасный,

И счастливым сможешь быть.

Счастья не бывает много,

Если есть с кем поделить.

Дан талант нам всем от Бога,

Чтобы радость в мир дарить.

Сергей Бирюков

* * *

Ивану Андреевичу Крылову,

с глубоким уважением

Лебедь, рак и щука,

ягненок и волк.

Как приспеет скука,

вот и будет толк.

Ворона и лисица,

лиса и виноград.

Что бы ни случится,

будет Ваня рад.

Слон облает моську —

мартышка и очки.

Мужички с авоськой —

ангелы почти.

Ворона и курица —

собачья дружба.

Есть чужая улица,

а своей не нужно.

Слон на воеводстве,

осел и соловей.

Обвинят в юродстве,

водочкой запей.

Кот и повар,

тришкин кафтан.

Иван Андреич помер,

а был он великан.

Проходят дни,свелеют ночи За часом час, сменят ход. 

Проходят дни,свелеют ночи

За часом час, сменят ход.

Взгляну в красивые я очи,

А в них опять белеет лед

Концом является начало.

Уходишь ты, ушла и я.

Я помню как-то у причала

Кричала я :»Держи меня».

Хватала воздух я губами

И поджигала вновь мосты

Мы разошлись теперь путями

Стою одна, а слева ты

В руке держала как-то розу

С неё опали липестки

Проткнув мне больно насквозь руку

Я закричала:»Помоги!»

Стояла вновь я у причала

Моя рука в крови была

Конец является началом

Ты только вновь меня спаси…

Он уходил, она молчала

                        Он уходил, она молчала

Слеза застыла на щеке

Она его не замечала

Не призвола его к себе

Он уходил, она молчала

Слеза застыла на щеке

Она его не замечала

Не призвола его к себе

Колени низко подогнулись

Хлопок двери и тишина

Она жестоко обманулась

И вот осталася одна

Сдержать рыданье невозможно

Любовь из сердца не уйдёт

Жить без него уж невозможно

Из раны в сердце кровь идёт.

Ну а мы коснемся еще одного игрового стихотворного жанра – так называемого буриме. Это стихотворение, написанное на заранее заданные рифмы. В высшем обществе, в детских лагерях, на праздниках – да много где, эта игра является очень популярной. Традиционно, человеку дается набор рифм, и он прямо на месте импровизирует. Рифмовка при этом обычно используется смежная, как наиболее легкая в данном случае, но вполне приемлема и перекрестная, и даже кольцевая. Ощущение «буримичности» стихотворения часто возникает при прочтении работ с банальными тривиальными рифмами. Скажет, когда постоянно рифмуются любовь и кровь, сон и слон и другие подобные.

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

Читатель ждет уж рифмы «розы»,

На, вот, возьми ее скорей.

Так пишет Пушкин, высмеивая подобное банальное рифмование. Однако при игре в буриме именно эти рифмы и используют. Победителем традиционно выходит тот, чье буриме было смешнее и ритмически четче. Приведу простой пример. Допустим, у нас есть две пары рифм: «крыша – мыши» и «гроза — глаза».

3. Сочините центон на 8 строк. Не забывайте указывать авторов строк или произведения, из которых эти строки взяты, если автор у них один (0-3 балла)

4

Можно составить центон на произведениях одного поэта — например, Пушкина (пример приведен в «Поэтическом словаре» Я. Квятковского):

Я помню чудное мгновенье —

Три сестрицы под окном.

Зима!.. крестьянин торжествуя,

Всё ходит по цепи кругом,

Гонимый вешними лучами.

Уж солнце меркнет за горами…

Беги, сокройся от очей!

И сердцу будет веселей.

Во глубине сибирских руд

Горит восток зарёю новой.

Не пой красавица при мне,

Подруга дней моих суровых.

Прощай свободная стихия,

Гусей крикливых караван…

Мороз и солнце! День чудесный!

Храни меня мой талисман!

Но чаще источниками центонов являются стихи разных поэтов:

Из С. Есенина и А. Пушкина (составлен — А. Бубновым)

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Так выпьем! Где же кружка?

Из «Евгения Онегина» и «Бородино» (составитель — А. Коваль):

Скажи-ка, дядя: ведь недаром,

Когда не в шутку занемог,

Москва, спалённая пожаром

Была прелестный уголок?

Ведь были ж схватки боевые

Огнём нежданных эпиграмм,

Да, говорят, ещё какие!…

А то, мой друг? Суди ты сам:

Недаром помнит вся Россия

О ножках мне знакомых дам!

Да, были люди в наше время!

Читай: вот Прадт, вот W. Scott,

Могучее, лихое племя —

О русский глупый наш народ!

Плохая им досталась доля:

Три пары стройных женских ног.

Немногие вернулись с поля…

А милый пол, как пух легoк, —

Когда б на то не Божья воля —

Благословить бы Небо мог!

Из Пушкина, Лермонтова и… «Интернационала» (составитель неизвестен):

Вставай, проклятьем заклеймённый

В тумане моря голубом

У лукоморья дуб зелёный

Что кинул он в краю родном?

«…В больших сапогах, в полушубке овчинном / Кровавую пищу клюет под окном».

Из Н. Некрасова и А. Пушкина (составитель неизвестен)

Один комментарий

  1. Очень насыщенный урок, различные виды работ. Обожаю синквейны. Буриме тоже. Спасибо.

Добавить комментарий