1. Проблемы, решению которых будет способствовать реализация проекта
Нарисуйте три круга. К этим трем кругам добавьте нечто, чтобы получилось два. Наверное, кто-то из Вас попытается превратить эти круги в колеса, дорисовывая машину, кто-то превратит один из кругов в квадрат, кто-то начнёт складывать лист так, чтобы один круг наложился на другой, кто-то просто оторвёт «лишний» круг.… Но Вы чувствуете, что ни одно из этих решений не удовлетворяет Вас. Чего-то не хватает: вроде бы и задача решена, но не то, не то. В решениях не хватает красоты, точности, изящества. И вдруг «Эврика!» Вы нашли решение: эти три круга используются как основа для написания слова «два». Ведь в задании не было сказано, чтобы осталось два круга, просто чтобы получилось два («два»).
На этом примере мы можем видеть действие одного из барьеров проявления креативности — стремление к определенности. Человек не любит неопределенность и всегда стремится ее ликвидировать. Неопределенность — это тот кислород, который позволяет нашему творческому началу гореть ярче. Чем больше неопределенности, тем больше возможностей найти новое, неожиданное, свежее решение, казалось бы, уже давно исследованной со всех сторон проблемы. Что такое креативность? «Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее», — утверждал Поль Торренс.
Сегодня в российском образовании есть сильные педагогические технологии, ориентированные на развитие системного, изобретательского, творческого мышления. Только наивные люди могут думать, что компьютеры и интерактивные доски сделают нашу систему образования передовой. Не доски делают образование Образованием, а реальные и актуальные знания и умения. Образование с большой буквы – стратегический ресурс страны. Несоизмеримый с нефтью и газом! Необходимо дать нашим детям хорошее образование – и через 20 лет, когда нефть и газ никому не будут нужны, они правильно ответят на вопрос «как быть»! В ФГОС второго поколения отражена стратегия современного образования – предоставить возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Разрабатываются и реализуются программы работы с одарёнными детьми. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной.
С какими же проблемами мы сталкиваемся на сегодняшний день?
Желаемое |
Действительное |
Обществу необходимы творчески активные личности, способные систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы. |
Педагогические средства и условия, повышающие эффективность процесса творческой деятельности личности, разработаны недостаточно. |
Повышаются требования к уровню знаний, которыми должен обладать школьник. |
Школа еще не готова обеспечить необходимый уровень развития креативных способностей учащихся. |
Развитие креативных способностей школьников имеет социальное значение.
|
Недостаточно разработано научно-методическое обеспечение для организации творческой деятельности учащихся. |
Необходима объективная оценка творческой деятельности учащихся. |
Отсутствует разработанный педагогический инструментарий для оценивания результатов творческой деятельности школьников. |
Сегодняшняя школа встает перед самой главной проблемой образования: как выпускать не натасканных детей, а детей, способных решать жизненные проблемы, продолжать учиться самостоятельно в течение всей жизни?
Таким образом, наша задача создать такие условия, в которых бы каждый ребёнок обнаруживал бы и развивал в себе творческие способности, а одарённые дети получали бы «пищу для ума». Это можно сделать с помощью открытых задач. Предложенный проект внедрения открытых задач – это «тропинка» к успешной социализации каждого ребёнка, к самореализации личности.
2. Цель проекта
Создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей, реализации научных и познавательных интересов, школьников через решения открытых задач.
3. Задачи:
1. Создать условия для возможности учащимся проявить творческие способности при решении открытых задач.
2. Образовать уникальный круг интеллектуального общения при проведении креативных игр.
3. Развить умения позиционного направления.
4. Сфера использования проекта
Данная разработка может быть использована в практике любого образовательного учреждения в работе со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса.
5. Целевая группа проекта
Учащиеся образовательного учреждения в ходе реализации проекта приобретут коммуникативные навыки общения, умения работать в команде, нестандартно мыслить.
Педагоги образовательного учреждения получат возможность реализовать свой творческий потенциал, совершенствуя компетентность в области организации педагогической деятельности.
Родители учащихся включатся в совместную деятельность по развитию творческих способностей детей.
6. Актуальность проекта
Творческое мышление и креативность. Дар или навык? Можно ли научиться мыслить более творчески? Современная жизнь поставила перед педагогами задачу, которая предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое мышление. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:
• дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта;
• ищут стимулы и находят для себя проблемы;
• обладают широким восприятием, богатым воображением;
• легко и гибко меняют идеи, способы мышления;
Школа должна и может создать условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающие творческое мышление и действия, а учителя должны стать образцами такого отношения и поведения, такого стиля мышления и действий, которые они должны воспитывать в школьниках.
Таким образом, актуальность проекта состоит в создании таких условий, где каждый школьник имеет возможность научиться быть успешным. А успешность человека в жизни во многом зависит от того, как он воспринимает этот мир. Если относится к миру, к жизненным ситуациям как к открытым задачам, — жизнь будет гораздо успешнее.
7. Ожидаемые результаты
Ø создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса;
Ø формирование развивающей среды для становления личности ученика;
Ø повышение заинтересованности родителей и детей в развитии творческого мышления;
Ø приобретение навыков коллективного взаимодействия.
8. Этапы реализации проекта
1 этап – организационный: обсуждение проекта педагогическим коллективом (1 день).
2 этап – подготовительный: непосредственная разработка программы действия, подбора и разработки открытых задач (до двух недель).
3 этап – основной: внедрение открытых задач в образовательный процесс и проведение игр в течение учебного года.
4 этап – рефлексивно-оценочный. Проведение оценки эффективности и анализ результатов реализации проекта потребует 1- 2 дня (в конце учебного года).
9. Оценка успешности проекта
Состоятельность развития творческого и креативного мышления определяется временем, а также:
1. Активностью учащихся в решении открытых задач.
2. Активным включением в деятельность родителей учащихся.
3. Созданием особой интеллектуальной среды школы, где идёт не только обучение, но и развитие успешной личности.
10. Кто будет оценивать
- Педагогический коллектив.
- Родители.
- Конкурсное жюри.
11. Распространение опыта реализации проекта через:
— сотрудничество с СМИ;
— сайт образовательного учреждения;
— семинары, конференции, педагогические конкурсы.
12. Ресурсное обеспечение реализации проекта
Кадры
Педагогический коллектив образовательного учреждения, творческая группа, разрабатывающая игры.
Информационно-технологические
Использование ресурсов компьютерного класса, системы Интернет.
Библиотечный фонд школы и города.
Материальные
Спонсорская помощь родителей учащихся.
13. Описание выполняемых работ
Реализация целей и задач проекта проходит по трём основным направлениям: Урок, Информационные зоны, Игры.
I. Урок
Опыт работы учителей убедительно показывает, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе заданий творческого характера. Но больший эффект в развитии креативного мышления дают открытые задачи. Если закрытые задачи имеют только один ответ, то в открытых задачах условие сформулировано в виде облачка, немного размыто. Его надо самому еще додумать. Возможно, понадобятся какие-то данные, которые можно посмотреть в справочниках, словарях. Возможно, какие-то данные в этой задаче окажутся лишними. Собственно, жизнь ставит перед нами только открытые задачи. Всегда постановка задач размыта. Открытая задача может иметь самые разные подходы и решения. Мы сами можем контролировать ответ: решение может годиться, быть применимым или неприменимым. Но ответ всегда будет вероятностным, т.е. возможны и другие ответы. Может быть, что наш ответ не является самым лучшим, самым адекватным. Такие задачи мы всегда видим вокруг себя. Например:
- на уроке истории: Царь острова Сериф Полидект поручил Персею сразиться с Горгоной Медузой. Как известно, горгона Медуза была чудовищем: над её головой вились змеи, а перья у неё были из меди. И эти перья она могла метать, как ножи. Но самое страшное, что, встретившись с ней взглядом, человек превращался в камень. Как победить чудище?
Конечно, дети знают, что боги выдали Персею летающие сандалии, меч и щит, в котором все предметы отражались, как в зеркале. Но давайте представим, что у героя нет такого щита и вы – консультанты Персея. Каким образом ему одолеть Медузу?
- На уроке географии: Море Лаптевых. Сезон навигации близится к концу. На ночь корабль встал на якорь недалеко от берега. А утром капитан видит, что водная гладь вокруг корабля покрылась слоем льда. Если попытаться двигаться по заледенелой поверхности, есть сильный риск повредить обшивку корабля. Что делать?
Можно решать сказочные, мифологические, технические, биологические, бытовые задачи, задачи из самых разных областей. Гипотезы важнее решений, поскольку именно они двигают науку вперёд и развивают мышление.
II. Информационные зоны
Цифровое пространство способствует творческой деятельности, развитию креативного мышления, умению нестандартно мыслить и развивать конкурентоспособность каждого отдельного ученика. Создание информационных зон и «информационного фойе» позволит учащимся не только учиться работать в команде, совершенствовать свои коммуникативные навыки, но и получать ненавязчивую интересную информацию. Конечно, на сегодняшний день не каждой школе такое по силам в финансовом плане. Но ведь есть возможность создавать стендовые информационные зоны по предметам, периодически меняющие информацию. Школа – это то место, где начинается мир будущего!
III. Креативные игры
Открытые задачи – это отдельная история со своим особым миром. И размышляя над задачей, ученик (да и взрослый) становится соучастником истории и её творцом.
«Креативный бриф» (бриф – «задание») — вид интеллектуальных командных соревнований. Команд может быть и 2, и 3. В игре участникам предлагаются открытые задачи. Эти задачи далеко не всегда имеют единственно правильный (контрольный) ответ. Такая игра — прекрасное средство для повышения мотивации к добыванию знаний. Каждая игра может быть направлена на решение определённых задач: биологических, социальных, технических, естественно-математических и т.д. Такие задачи, как правило, имеют мета — и межпредметные связи. При решении открытых задач у детей происходит понимание того, что каждую жизненную проблему можно решить различными способами.
Ход игры
Вступительная речь |
Здравствуйте, уважаемые участники игры «Креатив-бриф»! Здравствуйте, уважаемые гости! Наша сегодняшняя игра посвящена… За каждый ответ жюри будет ставить от 1 до 10 баллов. Затем вычисляется среднее арифметическое. Это будет ваш балл, набранный вами за ваш ответ. Полученный средний балл за каждый вопрос суммируется. В промежутке после 2-го и 5-го вопросов мы оглашаем ваш текущий балл. Всего 7 задач. |
Получение задач |
Открытая задача даётся одна на все команды. Можно демонстрировать на экране. Задачи можно позаимствовать на сайтах http://www.trizland.ru/ и http://fomuvi.ru/. |
Обдумывание решения |
Команда коллективно ищет решение (3-5 минут), записывая на листочке, который сдаётся жюри. Зачитывает свой ответ (жюри следит за тем, чтобы зачитали то, что написано, во избежание дополнения своего ответа некоторых моментов решения противника). |
Критерии оценки |
Номинации:
|
Как видим, такие игры не требуют материальных затрат (кроме награждения), огромных усилий. Открытые задачи окружают нас повсюду. По сути, наша жизнь — это и есть сборник открытых задач. А раз это так, то мы должны давать инструменты решения таких задач уже в школе.
Учащиеся показывают свою заинтересованность в решении таких задач. После игры учителя, родители с оживлением обсуждают пользу такого рода задач в развитии творческого потенциала учащихся. А учащиеся еще в течение нескольких дней приходят с новыми решениями использованных задач.
14. Гибкость разработки
Проект осуществим как в любой школе, так и в учреждениях дополнительного образования. Особенно ценны креативные игры в летних оздоровительных лагерях и на пришкольных площадках в сменах для одарённых детей.
Несомненным достоинством проекта является то, что темы открытых задач широки по тематике.
15. Бюджет проекта
Особых затрат проект не требует. Материальные затраты связаны с награждением команд по итогам игр. Для этого возможно обращение к родительскому комитету класса, школы, привлечение спонсорских средств.
16. Риски
Риски в неэффективности реализации модели данной системы развития креативности и творческого мышления минимальны, т.к. работа в едином направлении, творческие нетрадиционные мероприятия призваны «разбудить мозг» участников процесса и, как правило, коллективы активно включаются в процесс деятельности. Однако необходимо выявить активную группу школьников с опережающим уровнем развития и родителей, на которую будет опираться классный руководитель или предметник во время реализации проекта.