Развитие творческой деятельности учащихся во внеурочное время на занятиях театрального объединения

Еременко Е.Н.,

педагог дополнительного образования

МБУ «Темп», г. Амурск

Творческая деятельность   это — важнейшая сторона воспитания и развития ребенка, способствующая обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности.

Театральная деятельность способствует развитию творчества детей, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью, источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий, приобщает детей к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу.

Театр, остается одним из самых высоко-эстетических и востребованных в мире видов искусств, синкретирующее в себе единство движения, слова, музыки. Все эти виды искусств, используемые на наших встречах с детьми, составляют основу для импровизации – основной формы развития творчества через театрализованную деятельность. Добиться развития творческих способностей не так уж и сложно. Элемент творчества присутствует в любом виде театральной деятельности.

Вообще стоит отметить, что если начать классифицировать театральную деятельность, можно совсем запутаться или… написать докторскую диссертацию. Так тесно взаимосвязаны между собой виды театральной деятельности.

Цель нашей деятельности и пути её достижения вы видите на слайде. Я подробнее остановлюсь на формах работы, которые способствуют развитию у детей умению творить, создавать.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра–это этюды, фотосессии на различные темы, народные, сюжетные игры.

Все дети любят наряжаться. Этот факт я использую в работе с детьми не просто как повод примерить различные образы на себя, но и обыграть его, придумать сюжет для фотографии. Ещё усложняю задачу – детям достаются элементы костюмов и атрибуты от различных персонажей. Здесь нужно придумать новое название, содержание, характер, вообще образ. Фантазия детей удивляет, восхищает.

Этюды бывают не только традиционные — драматические, где дети используют свои физические актёрские данные, но и с использованием различных техник. Например, с техникой рисования, где нужно придумать образ, используя свою ладонь. Озвучить этот образ, пообщаться с другим персонажем.

Ритмопластика – развитие двигательной фантазии, умение передавать в движении характер музыки. Например, всем известная игра зеркало. Проводится под музыку. Дети по очереди становятся «зеркалом», нужно постоянно придумывать движения, которые до тебя никто не показывал. Это активизирует внимание, двигательную активность, фантазию.

Кроме этого, все наши спектакли украшены музыкальными фрагментами. И все движения дети всегда придумывают сами, я лишь помогаю комбинировать, закреплять композиции.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Дети сами придумывают слоги для отрабатывания дикции, при этом они сами играют роль режиссёра, который на данный момент управляет коллективом, даёт всем указания, хвалит или делает замечания.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства       (виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Приобретя базовые знания о видах театра, истории возникновения его в Древней Греции, детям предлагается придумать свой вид театра. У нас был театр «весёлого окошка», театр на стульях, добра и зла и т.д. Никакой особенной концепции театра и оправдания в данном случае от детей не требовалось. Важным являлся сам факт сочинительства, поощрялась любая идея.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах, русских народных сказках и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Основной продукт нашей творческой деятельности – это представление. Этот вид театральной деятельности требует от воспитанников самых различных умений, навыков и эмоций. Все они формируются в результате повседневной творческой деятельности. Одним детям для реализации своих фантазий нужна лишь тема, другие дети постепенно входят в мир театра, робко учатся показывать себя перед другими. Но мы можем интерпретировать сюжеты, исходя из многих причин: отсутствия некоторых технических возможностей, возрастной, временной ценз и т.д. В этом случае, совместно с детьми сюжет пьесы может упрощаться или усложняться, обрастать другими образами, сюжетами, в зависимости от наших обстоятельств. Всё это придумывается, сочиняется в спорах, пробах, экспериментах, импровизациях. Это часто связано с риском, потому что в этих случаях я активизирую  самостоятельное творчество детей, гибкость их мышления, поиск собственных, спонтанных решений. А дети, в силу маленького жизненного и актёрского опыта не могут видеть окончательный результат своей фантазии.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. И, задачу можно считать достигнутой, если дети могут самостоятельно организовать, провести любое из направлений, которое было описано выше.

Организуя работу с воспитанниками своей группы, использую творческие, дидактические, подвижные, театральные игры. При этом учитываю индивидуальные особенности детей, дифференцированный подход — по возрасту, уровню подготовленности воспитанников, эмоциональному настроению.

Считаю наиболее важными в своей работе три принципа:  сотворчество, КТД и импровизационность.

Сотворчество. Данный принцип предполагает творческое взаимодействие, т.е. совместную творческую деятельность воспитанников и педагога, воспитанников друг с другом. Реализуя данный принцип, важно помнить, что успешность его реализации определяется тем, какое место в ней отводится авторскому творчеству детей. Кроме того, эта деятельность способствует оптимальному развитию творческих личностных качеств, таких как образное мышление, продуктивное воображение, соучастие, сопереживание, опережающая эмоциональная оценка объекта в проблемной ситуации.

Так как видов КТД много, я определяю нашу деятельность к художественно-эстетической.

Художественно-эстетические КТД самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей, укрепляют тягу к духовной культуре, искусству, и потребность открывать прекрасное людям, пробуждают желание испробовать себя в творчестве.

Принцип импровизационности. Данный принцип обеспечивает формирование импровизационного мышления, умения фантазировать, придумывать, комбинировать знакомый материал в речевых и двигательных упражнениях и делать это спонтанно, создаёт предпосылки для речевых и пластических импровизаций.

А синкретичность этих принципов является источником реализации одной из ключевых установок личностно — ориентированного образования — творческого развития личности.

Но, не смотря на очевидные факторы, способные повлиять на развитие творческих способностей детей и подростков, есть и факторы, способные его затормозить.

Самый главный «враг» творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.

Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки – обычные и неизбежные спутники достижений.

Третий серьезный враг творчества – лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Исходя из всего вышесказанного, думаю, творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Добавить комментарий