«Здесь будет город заложён…» Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Рубан Татьяна Владимировна,
Ставропольский край, г. Ставрополь,
преподаватель русского языка и литературы,
руководитель предметного цикла
Ставропольское президентское кадетское училище

«Здесь будет город заложён…» Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Тип урока — интегрированный урок. Межпредметные связи с историей, МХК.

Форма организации учебной деятельности:  групповая, индивидуальная

Метод обучения:  частично-поисковый, исследовательский

Методы познания: обобщение, анализ, проблемный

Цели:

Общедидактическая цель — познакомить учащихся с поэмой  А.С. Пушкина «Медный всадник»

Образовательная составляющая:

  • выявление историко-литературного и жанрового своеобразия поэмы;
  • совершенствование навыков анализа поэтического текста;
  • осознание взаимосвязи исторического, литературного и художественного процессов.

Развивающая составляющая:

  • развитие навыка выявления проблем, заявленных в художественном произведении, и умения их классифицировать по степени значимости;
  • развитие навыка аналитического мышления при работе с текстом художественного произведения по различным проблемам;
  • развитие способностей воспитанников находить значимые основания для сопоставления, анализа исторических событий с реалиями современной жизни.

Воспитательная составляющая:

  • стимулирование познавательного интереса и активного отношения воспитанников к усвоению знаний через применение компьютерных технологий;
  • воспитание любви к творчеству А.С. Пушкина и к русской поэзии в целом;
  • через произведение литературы укреплять патриотическое сознание воспитанников;
  • воспитание у подростков чувство прекрасного, умение «читать» иллюстрации к художественным текстам.

Задачи:

научить эмоционально-образному восприятию текста, раскрыть символический характер героев поэмы;

научить подбирать значимые аргументы для доказательства своей мысли;

анализировать текст и формулировать собственное суждение по значимым проблемам, находить доказательства, опираясь на текст произведения;

использовать информационные технологии как один из инновационных приёмов для повышения эффективности усвоения нового материала и создания атмосферы реального присутствия при описываемых событиях в поэме.

Методические приёмы:

рассказ учителя

сообщения воспитанников

элементы анализа художественного текста

словарная работа

работа с репродукциями картин

просмотр кинофрагментов и интерактивов

заполнение «Карты урока»

Понятия для усвоения: композиция, конфликт, жанровое своеобразие, тропы, звукопись

Оборудование урока:

Авторская разработка интерактивного пособия к изучению поэмы «Медный всадник»

Учебники по литературе, текст поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»

«Карта урока»

 Эпиграф урока

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия…
А.С. Пушкин. Медный всадник

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит

…………………

Здесь город чопорный, унылый,

Здесь речи — лед, сердца — гранит…

…………………………

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

Эти противоречивые поэтические признания принадлежат перу великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Петербург притягивал его внимание своей удивительной историей. Поэт всегда очень тонко чувствовал необычность Петербурга, пытался запечатлеть яркие детали внешнего облика города и его внутренней непростой сути. С самого момента своего возникновения Петербург стал восприниматься не только как конкретный город, новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего.  Более чем вековая история Петербурга отражена в поэме А.С. Пушкина “Медный всадник” — одном из самых загадочных произведений русской литературы.

Наш урок – исследование, в ходе которого нам предстоит разобраться в проблеме:  «Что такое Петербург Пушкина: слава или предупреждение?» Мы познакомимся со вступлением к поэме «Медный всадник» и постараемся понять тайны поэтического мастерства русского гения, задумаемся над отношением поэта к личности царя-реформатора, чьей волей в топких болотах устья Невы был построен прекраснейших из городов мира. Свои наблюдения мы отразим в Карте урока, а провести исследование помогут специально подобранные мною материалы, объединённые в интерактивный ресурс.

Итак, вслушаемся в бессмертные строки поэмы!

В исполнении М. Царёва звучит вступление к поэме.

II. Композиция отрывка

Учитель: Пётр I задумал построить величественный город, северную Венецию, город, который станет грозной крепостью и центром культуры и торговли. Давайте с вами выясним, с помощью какого композиционного приёма Пушкин воплощает идею царственного произвола, благодаря которому было прорублено «окно в Европу»

1. Давайте найдём в словаре нашего урока определение композиции произведения. (Композиция произведения — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, это совокупность приемов, создающих общий его рисунок, распорядок отдельных частей, переходов между ними и т. п. Интерактив) Вспомните элементы композиции сюжета:

а) завязка (изменение исходной ситуации, влекущее за собой возникновение конфликта);

б) развитие действия;

в) кульминация;

г) развязка;

д) обязательные обрамляющие элементы – пролог и эпилог.

Композиционный план Вступления

  • Предисловие (Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине…)
  • Мир до города («На берегу пустынных волн…»)
  • Думы Петра («Здесь будет город заложён…»)
  • Город Петра («Прошло сто лет…»)
  • Город Поэта («Люблю тебя, Петра творенье…»)
  • Думы Поэта («Красуйся, град Петров…»)
  • Переход к «печальному рассказу» («Была ужасная пора…»)

Сделайте вывод, в чём выражается композиционная логика, какое название вы бы придумали такой композиции? (Ответы детей)

Зеркальная композиция — зеркальная симметрия (повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа). (Работа в карте)

Таким образом, композиционная логика подсказывает нам, что решение Петра построить новую столицу поэт одобряет и считает верным. Но так ли всё просто на самом деле? Вчитаемся в текст.

III. Работа с текстом:

1. Перечитать Предисловие: (Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине…)

Почему поэма А.С. Пушкина имеет подзаголовок «Петербургская повесть»? (А.С. Пушкин даёт собственное жанровое определение своему произведению: «петербургская повесть». Здесь важны оба слова: автор подчёркивает роль Петербурга в поэме и одновременно обращает внимание читателей на то, что он собирается вести эпическое повествование. Правда, начнётся оно лишь в самой поэме после Вступления, о чём поэт упоминает в VI части. Явно поэт не просто пытается заинтриговать читателя, есть какая-то недосказанность, противоречивость в этом предисловии, некое предчувствие конфликта)

2. Мир до города («На берегу пустынных волн…»)

— Почему во вступлении вместо закономерного имени императора употреблено местоимение он?

— Почему Пушкин в конце концов, имея уже три варианта начала, замещает имя Петра на местоимение «он», которое, к тому же, выделяет курсивом? Ср.  с черновыми редакциями:

 ***

На берегах Варяжских волн

Стоял глубокой думы полн

Великий Петр. Пред ним катилась

Уединенная <река?>

 ***

Однажды близ пустынных волн

Стоял задумавшись глубоко

Великий муж. Пред ним широко

Неслась пустынная Нева.

 ***

Однажды близ Балтийских волн

Стоял задумавшись глубоко

Великий царь. Пред ним широко

Текла пустынная Нева.

— Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. Обилие высокой лексики, славянизмов, Найдите. (Славянизмы – отсель, град, полнощных, ветхий, порфироносная.) Зачем?

Вслушайтесь ещё раз  в звучание  этих строк… Не правда ли нечто  ветхозаветное слышится в музыке гласных звуков? Ассонанс [О]: волн, он, полн, чёлн, широко (Интерактив, работа в карте)

Итак, по мысли поэта, Пётр принимает на себя функции Творца, он хочет сотворить свой мир. (Ср. с библейской историей сотворения мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма  над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 1–2). В мире «до города» свет «спрятан» от Петра (хотя о нём знает автор), и царь не нашёл его. Он смотрит вдаль и видит пространство, движение, свободу. Здесь ещё нет вертикали – есть только горизонтальное пространство, но оно безгранично.

3. Думы Петра («Здесь будет город заложён…»)

— Найдите метафору, которая стала крылатым выражением (прорубить окно в Европу)

— В этом отрывке можно найти сразу три примера, иллюстрирующих разновидность метафоры – приём синекдохи. Синекдоха —  это обозначение целого, большего через его часть (грозить мы будем шведу, ногою твёрдой стать) или  часть явления называется в значении целого (Все флаги в гости будут к нам, т. е. корабли под флагами всех стран). (Работа в карте)

— Ключевые слова «грозить мы будем», «назло надменному соседу», «прорубить окно», «ногою твёрдой стать», «запируем». Как бы вы охарактеризовали с точки зрения человеческих морально-этических норм эту лексику? (Ответы)

 Да, вы правы: в думах Петра заложены те противоречия, которые воплотятся затем в самом Городе: предполагаемые насильственные действия («прорубить окно») противоречат природе, а не суждены ею, жёсткость Петра («грозить», «назло») плохо сочетаются с гостеприимством и широтой души («И запируем на просторе»).

Строительство Петербурга напоминает сооружение Вавилонской башни,  а гордыня Петра – гордыню её строителей: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11, 1-9). Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил идею «центра мира», которым должен был стать построенный людьми город.

— Чем закончилось строительство Вавилонской башни? (Ответы детей)

— Какое наказание ждёт Город Петра за гордыню человека, его основавшего? (Ответы детей)

4. Город Петра («Прошло сто лет…»)

В поэме нет описания строительства Города. Ужасающие картины строительства города и жизни рабочих остались за рамками поэмы, о них нам расскажут другие художники, Пушкина же восхищают творения рук человеческих. Город-красавец является вечным памятником своим создателям.

Вслед за поэтом мы любуемся построенным городом, принимая его как данность, существовавшую всегда. Его создание напоминает чудо, однако это чудо не от Бога. Город вознёсся ввысь, но не к небу. В городе Петра нет места человеку, нет пространства, «толпа кораблей» и теснящиеся «громады дворцов и башен» подавляют, они заполнили мир.

Ср. с черновыми редакциями, в которых сначала отсутствовало слово «башен», видимо, оно появилось у А.С. Пушкина не случайно:

Громады тесные дворцов

Стоят вдоль Невских берегов.

Кроме того, в окончательном варианте Пушкин вычёркивает слово  «церквей», которое привносит оттенок святости, что не соответствует замыслу поэта:

Теснится стройная громада

[Дворцов и башен и церквей]

Окно прорублено, но человеку от этого не стало светлей. Свет новой столицы напоминает блеск царского наряда.

5. Город Поэта («Люблю тебя, Петра творенье…»)

В IV части, помимо Петра, Человека («убогий чухонец», «финский рыболов») и Природы, во Вступлении появляется ещё одна  сила, ещё один герой – Автор. Только в лирической стихии Поэта возможно  преодоление трагических противоречий, примирение между противоположностями. Ведь «лирика – это мир, пропущенный через сердце поэта» (Поль Элюар).

Эта композиционная часть – любовное послание Городу.

Видеофрагмент из фильма «Пушкин. Последняя дуэль»

— Почему же Пушкин, показавший «юный град» блестящим, пышным и горделивым городом, в котором человеку нет места, признаётся в любви к Петербургу?

(Работа в карте урока. Записываются примеры средств выразительности

Анафора «люблю» становится её  рефреном.

Многочисленные олицетворения одушевляют мир Петербурга, делают его живым: «задумчивых ночей», «спящие громады», «заря … спешит».

Неожиданные эпитеты часто рождают оксюмороны, соединяя, казалось бы, несоединимые понятия: «прозрачный сумрак», «блеск безлунный», «воинственную живость», «однообразную красивость».

Антитезы («недвижный» — «бег», «сумрак» — «блеск», «тьму ночную» — «золотые небеса», «девичьи лица» — «пирушки холостой») и разные по стилистической принадлежности слова («лоскутья» — «сих знамён победных», «сиянье» — «шапок», «пирушки» — «пламень») не ведут к разделению, противоположные начала бытия дополняют, уравновешивают друг друга, рождая гармонию.

Автор использует перифразу («Петра творенье», «военная столица»), метонимию («говор балов», «шипенье … бокалов», «твердыни дым и гром»), метафору («Адмиралтейская игла»)

Город Поэта насыщен светом, яркими красками («прозрачный», «блеск», «светла», «золотые», «ярче роз», «голубой», «сиянье», «синий») и звуками («шум», «говор»,  «шипенье», «гром»; аллитерация п, ш, ч, с). Звукопись. Приемы ораторского искусства: повелительная интонация, торжественность. Ассонанс: О, У, Е, Ю. Аллитерация: Р, Л, глухие шипящие и свистящие звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами.)

Философский итог: Пушкин создаёт свой Город, в котором мирно уживаются сумрак и свет, строгость и яркость, неподвижность и стремительное движение, частная человеческая жизнь и история, стихия природы и творчество. На смену «громадам дворцов и башен» приходят «громады пустынных улиц» — мир вновь обретает пространство.     

6. Думы (мечты) Поэта («Красуйся, град Петров…»)

Мечты Поэта о примирении, в отличие от дум Петра, могут найти своё воплощение — но только в пространстве лирического текста. Автор как герой покидает поэму.

7. Переход к повести («Была ужасная пора…»)

Дальше начнётся повествование, в котором останутся три силы:  стихия природы, Пётр (Медный всадник) и Человек (бедный чиновник Евгений),  — трагические противоречия между которыми непреодолимы.

IV. Определение жанра

—  Какой подзаголовок имеет произведение «Медный всадник»?

(«Петербургская повесть»)

Однако мы в трудах многих литературоведов встречаем обозначение этого произведения как поэмы.

—  Прочтите определения повести и поэмы в словаре (интерактив). К какому жанру ближе произведение «Медный всадник» и почему?

Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Поэма (гр. poiema  — творение) – один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Пушкин называет произведение повестью, достоверность событий которой подчеркивает «Предисловие»: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н. Берхом».

Для автора важно было подчеркнуть, что это не просто поэма наподобие «Цыган», а нечто более глубокое и масштабное. Очень часто авторы усложняют жанры своих произведений. Определение жанра по словарю – это только некоторая основа, а истинные шедевры, сложные по замыслу нередко не умещаются в привычные представления читателей о жанрах, и автор таким образом дает им подсказки.

V. Осмысление конфликта произведения.

Но какой ценой «вознесся пышно, горделиво» этот город? (Замысел реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к повести призвано подвести читателя к пониманию ее основного конфликта – истории и личности.)

Работа со словарем. Найдите определение конфликта.

Конфликт в литературном произведении – столкновение и борьба, на которых построено развитие сюжета.

— Однозначен ли конфликт в поэме «Медный всадник»?

(Конфликт в поэме разветвлен, сложен. Это конфликт между «маленьким» человеком и властью, между природой и человеком, между городом и стихией, между личностью и историей, между реальным и мифологическим.) Противоречие между исторической необходимостью и жизнью живых людей, которые часто становятся жертвой этой необходимости.

VI. Поэму иллюстрировали многие художники. Сравните 3 иллюстрации к  поэме, написанные разными художниками в разное время. Какая иллюстрация вам ближе и почему?.

1. Александр Бенуа (четкие детали, черно-белая графика)

2. Борис Александров (цвет-серость, общее настроение Петербурга)

3. Владимир Масютин (конструктивизм, четкость линий, торжественность)

VII. Заключительным аккордом к нашему осмыслению значения образа Петербурга в поэме Пушкина станет монументальный бронзовый памятник Фальконе Петру Первому, который с лёгкой руки Пушкина все называют «Медным всадником», а во всём мире он воспринимается как символ Петербурга, его визитная карточка.

Заранее подготовленный воспитанник рассказывает историю создания памятника.

Стремительность движения и величие как доминанты образа. Вдохновенное лицо императора, созданное М. Калло. Властность жеста и победная гордость осанки. Размышление воспитанников о том, зачем была уменьшена скульптором скала постамента, почему ей придана форма волны, чем отличается пушкинский образ от памятника Фальконе».

VII. Рефлексия:

-Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока?

-Как мы работали?

-Каким путем шли к разрешению проблемы?

— Что нового, необычного было на занятии?

— Какой этап урока был самым ярким?

— Что показалась наиболее сложным?

— Сформировалось у вас свое отношение к Петербургу Пушкина?

-Чтение стихов воспитанников, посвящённых Пушкину, Петербургу.

Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” стала вечным гимном городу-красавцу, отмеченному славными традициями. Здесь каждый дом, улица, площадь напоминают о недавней истории города. И вслед за Пушкиным вновь и вновь мы с гордостью повторяем:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия.

VIII.  Задание для самоподготовки:

1. Прочитать поэму до конца.

2. Выучить отрывок из поэмы наизусть (со слов «…Люблю тебя, Петра творенье…)

3. Ответить на вопрос: Почему А.С. Пушкин назвал свою петербургскую поэму «Медный всадник»? Символом чего стал в поэме памятник Петру I?

4. Творческое задание в «Карте урока» сочинение-миниатюра «Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?» (Пушкин предостерегает, показывает, как слаб человек в этом мире; Санкт-Петербург изменяет природу, его строитель становится тираном, и вся его сила сконцентрирована в Медном всаднике; Петербург Пушкина – это слава России, но человек в нем, в огромном городе, – песчинка; …Медный всадник – олицетворение сил города и природы в поэме. Он предупреждает об опасностях, которые подстерегают непокорного…)