Житко Елена Алексеевна,
Московская область, г. Пушкино,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ№3 г.Пушкино
Владимир Алексеевич Солоухин -современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, Рассказ «Мститель» — воспоминание детства. В основе новеллы лежит конфликт-интрига. Работая на пришкольном участке, ученики “веселились”, насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.
К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. “Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели”.
Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу В.Солоухина «Мститель».
Как неожиданно может раскрыться всякий человек, какими неожиданными гранями может сверкнуть, если жизнь повернёт его таки сяк. В.Солоухин.
Цели урока:
- — порассуждать о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от нее;
- — дать представление о внутреннем конфликте ; формировать навыки работы над лексико-стилистическими особенностями художественного произведения.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В.Солоухина «Мститель». Владимир Алексеевич Солоухин – современный писатель, автор прекрасных очерков о русской природе и русском искусстве, романов, новелл и стихотворений. В ряде его произведений хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Герой рассказа «Мститель» — ваш ровесник. Он оказывается в сложной ситуации: отомстить обидчику или удержаться от мести?
2.Работа с текстом.
Вспомните сюжет этого рассказа.
3.Анализ рассказа.
Герой оказался в сложной ситуации. От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? Поговорим о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё. Месть страшна и разрушительна, механизм её возникновения и развития всегда одинаков — вызвана она серьёзными причинами, как смерть близких, или такими «пустяками», как пущенный в спину комок земли, дело не столько в поводах к мести, сколько в её последствиях.
- Что вы понимаете под словом «месть» и как относитесь к этому явлению?
- Прочитайте различные толкования этого слова.
- Мщенье — ср. месть , мета — оплата злом за зло, обидой за обиду, злопамятство, готовность мстить; месть также отвлеченное понятие сего порока (Вл. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989).
- Месть — действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986).
- Месть — намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбления, обиды (Малый академический словарь).
- Месть — заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью суф. — «тъ» от основы «mit«, представленной в ст.-сл. «митъ» — «смена, чередование», др.-инд. «mithas» «взаимный» («Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского).
- Чем они отличаются? В каком из них сильнее выражена негативная оценка?
- Что добавляет к слову «месть» его происхождение (Родственные слова в других языках говорят о смене, чередовании, словно зло переходит от одного человека к другому).
- На что похожа месть?
Обратимся к тексту рассказа.
- От чьего лица ведётся повествование?
- Что мучает главного героя?
- Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит «мститель»? (Найдите эти слова в тексте). («Вскоре созрел план мести; под ложечкой начинало ныть и сосать; что бы ещё придумать; очень не хотелось идти домой»).
Герой всё время оттягивает момент мести. Конфликт между двумя мальчиками так и не проявляется в реальное действие, а всё, что происходит в рассказе, является результатом борьбы различных чувств в душе мальчика? («Если вдуматься, Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно, только вот зачем он тогда меня треснул промежду лопаток? Теперь придется ждать, когда кончим жечь теплинку»).
Что такое конфликт?
(Конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, не развивающий действие, называется внутренним конфликтом).
Внутренний конфликт помогает писателю показать особенности того, или иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мири других людей.
- Почему угасла обида мальчика и он отказался от задуманной мести? (Доверчивость, искренность Витьки, который поверил в то, что обиженный им приятель не держит на него зла и не стремиться отомстить, а также общие интересы, увлекательная для обоих прогулка).
Какой момент во внутреннем монологе рассказчика вы считаете поворотным? Почему? (« А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя. Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка — вечно он что-нибудь придумает»).
- Почему «мстителю» « делается легко» от принятого решения не бить Витьку?
- Понятно ли вам это ощущение, или, скорее, оно вас удивляет?
Давайте обратимся к эпиграфу.
- Как вы думаете, почему именно эти слова я выбрала эпиграфом к данному рассказу?
- Что значит «неожиданно»? Какой гранью души повернулся герой к читателю? Что это за « грани»? Какие стороны души героя вам понравились?
- Как вы относитесь к такому завершению рассказа?
- Правомерно ли звучит его название «Мститель»?
(Писателю важно было не столько проследить зарождение и динамику мстительного чувства в душе мальчика, сколько показать сопротивление его доброй натуры им же придуманному «злодейскому замыслу» (именно так сам герой определяет свой план мести). Кроме того, искусственное разжигание обиды, решимость отомстить мигом гасится искренностью, доброжелательностью, наконец, мальчишеским любопытством главного героя, которому очень интересно с «врагом», — всё это создаёт авторскую иронию, отразившуюся в несоответствии грозного названия и финальной фразы: «Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. И мы заходили в село как лучшие дружки-приятели»).
4.Вывод.
— Поделитесь собственным жизненным опытом: приходилось ли вам испытывать чувство мести? К кому? За что? Что вы ощущали в этот момент? Чем закончилась конфликтная ситуация?
— Согласны ли вы с мнением К.Кернера: «Месть – это слабых душ наследство, в груди достойного ему не место»?
Ученики делают выводы по уроку, отвечая на вопросы: Нужно ли останавливать «эстафету» мщения? Что для этого необходимо?
(Месть возникает вследствие обиды, унижения, насилия. Это может происходить как со взрослыми, так и с детьми).
5.Домашнее задание.
Напишите сочинение-миниатюру «Нужно ли останавливать эстафету мщения, что для этого необходимо»?