Система уроков по творчеству Н.С. Лескова в старших классах
Карпычева Марина Станиславовна,
Владимирская область, г. Карабаново,
Учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №8
Урок 1. Н.С. Лесков. Страницы жизни и творчества
(с использованием ИКТ)
Цель:
- Создать целостное представление о личности и творчестве писателя..
- Прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н.С. Лескова.
- Развитие навыков восприятия монологической речи.
- Развитие навыков записи лекции.
Оборудование:
- Портрет писателя (художник В. Серов).
- Репродукция с изображением дома-музея Лескова.
- Изображение памятника Н.С. Лескову в Орле.
Ход урока.
План лекции учителя:
- Дописательская биография Лескова.
- Начало литературного пути. Первые художественные произведения 1860-х годов.
- Литературная зрелость Лескова. Ведущие темы творчества.
- Современники о творческом наследии Лескова.
На предыдущем уроке в качестве индивидуального домашнего задания 2-м учащимся было дано задание подготовить сообщения ни темы: «Орловщина — родина Лескова», «Лесковские места нашего города». (Презентация 1.)
1. Словарная работа:
Праведник — человек верующий, живущий по законам Христа, совершающий ежедневный подвиг любви к людям.
2. Оформление тетрадей:
Эпиграф:
Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка… Все это он стремится выразить в своем творчестве.
И.П. Видуэцкая
3. Слово учителя.
Вопрос учащимся:
Вам уже известно имя великого русского писателя Николая Семеновича Лескова. Вспомните, пожалуйста, названия его произведений, которые вы изучали ранее (В зависимости от программы обучения учащиеся могут назвать такие произведения, как «Левша», «Тупейный художник», «Человек на часах», и др.). А помните ли вы какие-нибудь факты из биографии писателя?
Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не включался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузовских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процесса. Даже на родине Лескова в начале 50-х годов в орловских музеях, и в Тургеневском, и в краеведческом, портретов писателя не было. Но уже в январе 1957 года был открыт музей писателей-орловцев и в нем представлена экспозиция, посвященная Лескову. А в сентябре 1966 года на межвузовской научной конференции, посвященной 400-летию нашего города, прочитано 6 докладов о Лескове гостями из Омска, Киева, Якутска, Астрахани, Иванова и из Чехословакии. В 1974 году в Орле наконец открылся музей нашего земляка и прошла первая лесковская научная межвузовская конференция.
«Это не жизнь, а только житие», — так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора.
Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода Алферьевых.
Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Орликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мельника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе <…> Я с народом был свой человек…».
- 4. Индивидуальные сообщения учащихся (с использованием презентации).
- 5. Слово учителя.
В 1841 году Лесков поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и недолго — умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Этот трагический поворот, с одной стороны, «положил предел и правильному продолжению учености…» Впоследствии Лесков скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела. Действительно, детство, прошедшее в провинции, карьера провинциального чиновника как бы изначально предполагали изолированность от людей «лучших умов и понятий», незнание философских, идеологических, социально-политических исканий 30 — 40 годов. «Мы не те литераторы, которые развивались в духе известных начал и строго подготовлялись к литературному служению. Нам нечем похвастаться в прошлом: оно у нас было по большей части и мрачно и безалаберно. Между нами почти нет людей, на которых лежал бы хоть слабый след благотворного влияния кружков Белинского, Станкевича… Мы, плачевные герои новомодного покроя, все посрывались, «кто с борка, кто с сосенки…». Время нас делало литераторами, а не наши знания и дарования», — так метко и тонко охарактеризовал Лесков писателей своего поколения, писателей, пришедших в русскую литературу в начале 1860-х годов.
Но, с другой стороны, от жизни Лесков и получил немало. К тридцати годам он побывал и чиновником уголовной палаты, и помощником столоначальника по «рекрутскому столу ревшского отделения», и коммерсантом в фирме А.Я. Шкотта. Он жил в Орле, Киеве, Петербурге, изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу.
Лесков практически не знал литературной молодости: он пришел в искусство тридцатилетним и сразу же заявил о себе как о незаурядном публицисте, а затем показал себя зрелым художником.
Первая «проба пера» — в 1860-м году. Лесков опубликовал свое первое произведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в журнале «Отечественные записки» (№ 4). С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким проникновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России.
Его позиция в политической борьбе эпохи отличалась самостоятельностью и опиралась на близкое знание жизни низовых слоев русского общества. Лесков не разделял идею радикального преобразования общественной жизни, но понимал необходимость ее обновления. Революционному пути, на который призывали русские демократы, писатель противопоставил возможность «мирного и стройного разрешения общественных вопросов».
Проблемы национального сознания русского народа, национального самосознания человека из народа, веры и безверия становятся постоянными и актуальными в творчестве Лескова. Показательны в этом отношении самые первые — 1862 г. — беллетристические опыты Лескова: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». Первые художественные произведения — это «сильная позиция», своего рода заглавие или эпиграф ко всему творчеству писателя.
Дилогия «Разбойник» и «В тарантасе» «обещает» (если иметь в виду все творчество писателя) того Лескова, которого читатель знает по «Житию одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левше»,
«Очарованному страннику». Здесь уже реализованы характерные для него эстетические принципы изображения действительности, способы и приемы характерологии, стилистическая манера, формы авторского присутствия в тексте, жанрообразование. Уже здесь Лесков стремится выразить свои философско-религиозные взгляды, выделяя в социально-политических проблемах всегда волновавший его христианско-этический аспект.
С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др. В художественном воплощении этой темы писатель проявил иное, чем у революционных демократов понимание перспектив и возможностей общественного развития России, иное видение мира и человека — христианское.
Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. Размах и масштабность лесковских. творений были закономерным продолжением художественных опытов 1860-х годов.
В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур».
Современники по-разному воспринимали его творчество. Для одних он был «талантом средней величины» (А. Скабичевский), для других даже «мертвым писателем… анекдотистом» (В. Богданович), а третьи подчеркивали его «независимую мысль, одухотворенную любовью к народу, добру и правде, необыкновенную силу его психического анализа и высокую оригинальность, как в форме, так и в содержании» (А. Введенский). Потребовалось немало времени, чтобы этот «оригинальный, своеобразный, удивительный талант» (М. Горький) был признан читателями и историками литературы. Н.С. Лесков лишь недавно занял по праву достойное место в ряду классиков русской литературы.
Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды и мира». «Все, что не поднимает духа человеческого, не есть искусство в том священном его значении», — утверждал Николай Семенович.
В 1895 года, в ночь с 20 на 21 февраля Н.С. Лесков умирает, прожив 64 года, из них 34 отдав литературе. Но ведь путь писателя не заканчивается строками некролога. Л.Н.Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будущего».
6. Домашнее задание.
1. Прочитать повесть «Очарованный странник».
2.Выделить сюжетную линию, подумать над смыслом названия произведения, о своеобразии изображения русского национального характера.
3. Обратить особое внимание на описания внешности героя, пейзажные зарисовки, ключевые эпизоды произведения. Найти в Интернете иллюстрации к повести. leskow.net.ru ru.wikipedia.org school-essay.ru
Урок 2. Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник»
(с использованием ИКТ)
Цель:
- Расширить содержание образа лесковского праведника Ивана Северьяныча Флягина как воплощения русского национального характера.
- Активизировать творческую работу учащихся.
Оборудование: портрет Н.С. Лескова, иллюстрации к повести: портрет Ивана Флягина, Груши (Художник И. Глазунов), (Презентация 2).
Ход урока.
1. Оформление тетрадей:
Эпиграф:
«Мне за народ очень помереть хочется»
2. Словарная работа:
Национальный — «народный, или народу свойственный» (В.И.Даль).
Литературный национальный характер — носитель национально-исторической идеи, которую автор «вложил» в своего героя.
3. Выявление знания текста методом тестирования (презентация или в Инетернете) school-essay.ru
1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?
а) Алеша Попович; б) Добрыня Никитич; в) Илья Муромец; г) Никита Кожемяка.
2. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?
а) Измаил; б) Монах; в) Голован; г) Казачок; д) Иван.
3. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи?
а) деньги; б) освобождение от крепостной зависимости; в) коня; г) гармонь; д) сапоги.
4. Почему Флягин бежал в степь?
а) в поисках приключений; б) по предложению англичан; в) вслед за возлюбленной; г) из-за убийства татарина; д) был взят в плен.
5. Как удерживали главного героя в степи?
а) богатыми подарками; б) отдали Флягину в жены самую красивую девушку; в) держали в колодках в яме; г) подщетинили пятки.
6. Сколько времени провел Флягин в плену?
а) один год; б) три месяца; в) пять лет; г) три года; д) десять лет.
7. Почему Иван Флягин убил Грушу?
а) из-за неразделенной любви; б) чтобы Груша не вернулась к князю; в) чтобы спасти ее от греха убийства; г) это произошло случайно.
8. Каковы планы героя-рассказчика в финале повести?
а) остаться в монастыре; б) пойти воевать; в) возвратиться на родину.
4. Самостоятельная творческая работа учащихся : анализ фрагментов повести или научного текста по предложенным заданиям для мини-групп учеников.
Класс делится на 5 групп, каждая из которых готовит ответ на предложенный вопрос. Обсуждение ведется группами вполголоса (10-15 минут).
Задания:
1. Выявите разнородные начала в портретном описании героя-рассказчика и значение в реализации глубинного смысла повествования.
«Это был новый пассажир, который ни для кого из нас незаметно присел с Концевца. Он до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах — этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самих островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический. Простодушный. Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К. Толстого. Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор».
Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою»
Ответ учащихся: Установка на необычность, оригинальность внешности героя-рассказчика поддержана особой «типологичностью» героя,. Иван Северьяныч Флягин зримо воплощает облик русского богатыря, каким он сложился в искусстве, в прямом авторском слове указана генетическая связь образа с фольклором (былины об Илье Муромце), живописью (картина Верещагина) и литературной стилизацией былин (поэма А.К. Толстого), и в то же время введено еще одно измерение, для сказа обязательное, — фактографичность (и повествователь, и рассказчик воспроизводят действительно бывшее). Такой расклад предопределяет многослойность художественного текста, особую «синтетичность» форм, в которых реализуется — на авторском уровне — глубинный смысл повествования в целом.
2. Попытайтесь определить своеобразие пейзажа в «Очарованном страннике»: «…тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи… в одну сторону и в другую — все одинаково… Знойный вид, жестокий; простор — краю нет; травы, буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется, и по ветерку запах несет: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет… Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь.
Или еще того хуже было на солончаках над самым над Каспием: солнце рдеет, печет, и в солончаках блестит, и море блестит… Одурение от этого блеску даже хуже чем от ковыля делается, и не знаешь тогда, где себя, в какой части света числить, то есть жив ты или умер и в безнадежном аду за грехи мучишься. Там, где степь ковылистее, она все-таки радостней; там хоть по увалам кое-где изредка шалфей сизеет или мелкий ролынь и чабрец пестрит белизну, а тут все одно блыщание… Там где-нибудь огонь палом по траве пойдет, — суета поднимется: дрохвы летят, стрепеты, кулики степные, и охота на них затеется. Тудаков этих, или по-здешнему дрохвов, на конях заезжаем и длинными кнутами засекаем; а там, гляди, надо и самим с конями от огня бежать… Все от этого развлечение. А потом по старому палу опять клубника засядет; птица на нее разная налетит, все больше мелочь этакая, и пойдет в воздухе чириканье… А потом еще где-нибудь и кустик встретишь: таволожка, дикий персичек или чилизник… И когда на восходе солнца туман росою садится, будто прохладой пахнет, и идут от растения запахи…»
— Как через эту пейзажную картину передается эмоциональное состояние героя и его миропонимание? Ответ учащихся:
Яркие черты субъективного восприятия мира несет пейзаж в произведениях со сказовой формой повествования. Описания природы здесь не только отражают эмоциональное состояние героя-рассказчика, но и раскрывают его мировоззрение.
В данном описании передается эмоциональное состояние героя: его глубокая тоска по родине, желание вернуться домой. Важно и то, что пейзаж также выявляет главную черту миропонимания героя — религиозность.
В приведенном отрывке обращает на себя внимание интонация, рассчитанная на сочувственное внимание слушателей. Использование народных, близких к фольклорным, сравнений и метафор передает то, что можно назвать национальным чувством героя или иначе — передает его сопричастность жизни своего народа. Без любви к Родине нет настоящего человеческого характера. Тот, кто любит родную землю, видит красоту ее в любых мелочах, чувствует огромный интерес ко всяким ее «проявлениям». Иван Северьянович именно такой человек, и эта любовь помогает ему словесно точно выразить свои чувства, настроение, стремления в пейзажном описании.
3. Какие черты характера и навыки Голована проявились в двух следующих эпизодах:
1. «Так и на этот раз: спускаем экипаж, и я верчусь, знаете, перед дышлом и кнутом Астронома остепеняю, как вдруг вижу, что уж он ни отцовых вожжей, ни моего кнута не чует5 весь рот в крови от удилов и глаза выворотил, а сам я вдруг слышу, сзади что-то заскрипело, да хлоп, и весь экипаж сразу так и посунулся… Тормоз лопнул! Я кричу отцу: «Держи! держи!» И он сам орет: «Держи! держи!» А уж чего держать, когда весь шестерик, как прокаженные, несутся и сами ничего не видят, а перед глазами у меня вдруг что-то стрекнуло, и смотрю, отец с козел долой летит… вожжа оборвалась… А впереди та страшная пропасть… Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис… Не знаю опять, сколько тогда во мне весу было, но только на перевесе ведь это очень тяжело весит, и я дышловиков так сдушил, что они захрипели и… гляжу, уже моих передовых нет, как отрезало их, а я вишу над самою пропастью, а экипаж стоит и уперся в коренных, которых я дышлом придавил» (IV, с. 401).
2. «Отодрали меня ужасно жестоко, даже подняться я не мог, и к отцу на рогоже снесли, но это бы мне ничего, а вот последнее осуждение, чтобы стоять на коленях да камешки бить… это уже домучило меня до того, что я думал-думал, как себе помочь, и решился с своею жизнью покончить. Припас я себе крепкую сахарную веревочку, у лакейчонка ее выпросил, и пошел вечером выкупался, а оттудова в осиновый лесок за огуменником, стал на кодены, помолился за вся християны, привязал ту верёвочку за сук, затравил петлю и всунул в нее голову. Осталося скакнуть и вся б недолга была… Я бы все это от своего характера пресвободно и исполнил, но только что размахнулся да соскочил с сука и повис, как, гляжу, уже на земле лежу, а передо мною стоит цыган с ножом и смеется — белые-пребелые зубы, да так ночью середь черной морды и сверкают» (IV, с.405).
— Как эти качества героя сказались в его дальнейшей судьбе?
Ответ учащихся:
В первом фрагменте это — профессиональные умения форейтора у 11-летнего мальчика, знание нрава животных и особое чутье, умение в минуту опасности охватить взором и умом все возможные последствия, но главное — не струсить, не растеряться, пойти на риск для спасения людей и себя, в секунду выбрать единственно верное решение. Эти качества не раз спасали героя и в дальнейшем (например, эпизод с «перепорем», бегство из плена).
Второй фрагмент говорит более всего о чувстве человеческого достоинства, свойственном Флягину даже в детстве. Жестокую порку от им же спасенных господ Иван воспринимает как надругательство над своей личностью. Второе наказание, «камушки бить», противно всей его натуре, его темпераменту, и мальчик выражает свой протест до конца: идет на самоубийство, не состоявшееся из-за внешнего вмешательства. Это качество составляет стержень личности и проявляется во всем.
4. Определите значение финала повести в эволюции героя. «И тут-то исполнилось мое прошение, и стал я вдруг понимать, что сближается реченное: «егда рекут мир, нападет внезап всепогубительство», и я исполнился страха за народ свой русский и начал молиться и за всех других, кто ко мне к яме придет, стал со слезами увещевать, молитесь, мол, о покорении под нозе царя нашего всякого врага и супостата, ибо близ есть нам всепогубительство. И даны мне были слезы, дивно обильные, все я по родине плакал.<…>
— Не могу знать-с: усиливаюсь, молчу, а дух одолевает.
— Что же он?
— Все свое внушает: «ополчайся».
— Разве вы и сами собираетесь идти воевать?
— А как же — с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.
— Как же вы: в клобуке и в рясе пойдете воевать?
— Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену.
Проговорив это, очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом. Да и о чем было его еще больше расспрашивать? Повествования своего минувшего он исповедал со всею откровенностью своей простой души, а провещания его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам.» (IV, с.512 — 513)
Ответ учащихся:
Путь героя — это поиски смысла жизни и своего призвания, но не разумом, а непосредственным чувством и всей своей судьбой.
Вначале смутное, подсознательное, стремление к богатырскому служению Родине становится в финале осознанной душевной потребностью. «Дух одолевает» его и «все свое внушает: «ополчайся». «Мне за народ очень помереть хочется» (IV, с.513), — эти слова Флягина фиксируют момент окончательного прозрения. Иван Северьяныч полностью посвящает себя служению людям, становится праведником, приходит к Богу.
Сравнение героя с Божьим младенцем в заключительной фразе повести указывает на дар пророчества, которым Бог наделяет избранных. Это знак особой любви Бога и снизошедшей на человека божьей благодати. Обычно даром пророчества наделяются Христа ради юродивые — особо почитаемые на Руси святые. Таким образом, «в финале повести Иван Северьяныч удивительным образом соединяет в своем самочувствии и внешнем облике черты русского юродивого, который плачет о погибели русской земли, и черты русского богатыря, готового постоять за свою родину» [Столярова, с. 147].
5. Смысл названия повести «Очарованный странник», особенно определения «очарованный», трактуются учеными неоднозначно. Выберите из предложенных определений идентичные или наиболее близкие вашей позиции и аргументируйте свой выбор.
Одним из первых свое толкование эпитета «очарованный» дает Л. Волынский, увидевший в названии «целое мировоззрение писателя». «Очарование — это мудрая и благостная судьба, которая. «ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания против нее, она неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в сознании. При взаимодействии двух законов — внешнего и внутреннего, механического и идеального — история твердо и нерушимо совершает свой путь, ведя людей к спасению».
Таким образом, исследователь рассматривает значение названия с религиозной точки зрения.
Современные ученые также обращаются к слову «очарованный» («очарованность», «очарование») для объяснения характера и судьбы Ивана Флягина. Н.И. Пруцков пишет: «Вся его жизнь проходит в разнообразных очарованиях, в артистических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к природе и родине. Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно-поэтическое экзальтированное состояние, еще не пробудившись для сознательной, организованной исторической жизни» [Пруцков, с. 16].
Герой повести, — считает М.Л. Чередникова — «невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он «очарован», околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяныча, способного испытать очарование жизни, красоты и любви» [Чередникова, с. 100].
Известный исследователь творчества Н.С. Лескова — Н.Н. Старыгина считает, что «очарованный странник» еще и потому, что героем владеет страстное желание разгадать тайну бытия, загадку человеческой жизни. Мотив странничества роднит лесковского героя с вечными странниками русской земли, с каликами перехожими, «мужичками-касьянами», паломниками и бродягами» [Старыгина, с.116].
И.В. Столярова дает несколько толкований эпитета «очарованный». Во-первых, он [эпитет] прежде всего «выявляет артистический склад характера Ивана Северьяныча, поэтому оно часто оказывается тождественной другому определению, которое прилагает к себе сам герой; «восхищенный», В силу поэтической природы души Ивана Северьяныча в контексте многих эпизодов повести оно приобретает метафорическое значение и указывает на свойственную ему чуткость, эстетическую отзывчивость, способность пленяться тем или иным явлением жизни ощущать притягательность красоты». Во-вторых, «очарованный» означает… подвластный чему-то таинственному, чародейному, чудесному, страдающий от наваждения». Так же «использование этого определения в повести связано с той особенностью душевного склада Ивана Северьяныча, которую можно определить как естественный идеализм героя, постоянно порывающегося в область самых высоких духовных стремлений». В духе той же романтической литературы «очарованный» применительно к отдельным периодам жизни Ивана Северьяныча и его младенческому сознанию означает и «скованный», не развернувший всех своих возможностей, переживающий период «сна души» — внутреннего оцепенения» [Столярова, с. 148 — 149].
5 Заключительное слово учителя должно включать в себя систематизацию и обобщение наблюдений учеников с опорой на материал, данный в «предполагаемых ответах учащихся» с необходимыми дополнениями по следующему плану:
- Судьба и личность Ивана Флягина. Путь героя к праведничеству.
- Лесковская концепция национального характера и ее художественное воплощение в повести.
Черноземный богатырь, Иван Северьяныч Флягин, похожий видом своим на Илью Муромца, странник в родной земле, проходит сложный путь духовно-нравственного развития. Исходная точка его странствий — крепостное положение героя (дворовый), затем — беглый, пленник, солдат, монах. В поступках Флягина проявляются такие черты его характера, как простодушие, гордость, упрямство, душевность, доброта, терпимость и многие другие. Автор создает сложный человеческий характер, положительный в своей основе, но далеко не однозначный.
Интересно то, что главный герой при постоянной смене имен в течение повести (Голован, Иван, Петр Сердюков, отец Измаил), остается всегда самим собой — Иваном Северьянычем Флягиным.
В чем смысл труднейшего жизненного пути героя? Что его определяет?
Судьбоносным для Ивана Северьяныча стало стремление разрешить важнейшую духовную задачу: осознать свое назначение в жизни, ответить на вечный для человека вопрос — «зачем я пришел в этот мир?»
Сначала где-то в подсознании, а затем вполне осознанное желание героя решить вопрос о смысле жизни обусловило появление в повести мотивов странничества и дороги как сюжетообразующих факторов. Об «очарованном страннике» и особенно об эпитете «очарованный» уже говорилось выше, поэтому подробнее остановимся на мотиве дороги.
Интересна при изучении этого мотива география произведения: Карела, Орловщина, Подмосковье, Карачев, Николаев, Пенза, Астрахань, Каспий, Курск, Кавказ, Петербург, Соловецкие острова. Именно в странничестве, на дорогах жизни вступает «очарованный странник» в контакт с другими людьми.
Но излюбленный в русской литературе мотив пути-дороги не исчерпывается вариантом «охота к перемене мест». Он исполнен глубочайшего философского смысла. За внешней «переменой мест» скрывается душевная неуспокоенность, «больная совесть», жажда обретения истины и разрешения духовных задач. Жить по совести для русского человека, православного, значит жить по Божьим заповедям. В странничестве сказывается неистребимая «потребность русской души» — «активность в Боге».
Герой «Очарованного странника» тоже верует и ищет. Его жизненный путь — это путь познания Бога и осознания себя в Боге. Мотив странничества «вписывает» Флягина в русскую национальную традицию правдоискания и богопознания. За внешними событиями жизни персонажа повести — процесс его духовного взросления, нравственного преображения. Суть этого процесса выявляется прежде всего в том, что присущие Флягину изначально доброта, желание помочь страждущему становятся осознанной необходимостью любить ближнего своего, как самого себя.
Лесковская концепция праведничества, в общем-то, несложна. Праведник прежде всего — человек верующий. Заповеди Иисуса Христа определяют его поведение, взаимоотношения с людьми, миропонимание и мирочувствование. Праведник живет в миру, сохраняя «живой дух веры». Он противопоставляет любовь ненависти, прощение — отмщению, милосердие — злобе, единение — разобщенности, веру — безверию, жизнь вечную — смерти. Праведник возвращает истинный и первоначальный смысл таким понятиям и такому образу жизни, как подвижнический подвиг, святость, жизнь по Божьей правде. Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство любви к людям движет его поступками. Через сострадание и помощь ближнему праведник духовно совершенствуется, приближаясь к идеалу человека, явленному в образе Иисуса Христа.
Герой «Очарованного странника» лишь тогда, когда отказывается от каких-либо эгоистических побуждений и полностью посвящает себя служению людям, становится праведником.
Выделив в характере героя идею праведничества в качестве специфической черты, определяющей содержание русского национального характера, автор фиксирует и другие свойства, присущие герою как представителю своего народа: бескомпромиссность, трудолюбие, деловитость, отсутствие рисовки, демократизм, наконец, патриотизм.
Говоря о развитии житийного мотива, стоит вспомнить о том, что Флягин — моленый, обещанный Богу ребенок. В житиях святых этот мотив связан со святыми, чья жизнь чиста и безгрешна. «Моленый» сын обязательно приходит к Богу.
Таким образом» можно сказать, что житийные мотивы, образы, сюжеты творчески переосмыслены писателем, наполнены реалистическим содержанием. Но именно они сообщают образу героя-праведника религиозно-романтическую окраску, соотносят его со святоотеческой традицией в русской духовной культуре, высвечивают праведничество героя как проявление национальной стихии русской жизни.
Домашнее задание: найти в тексте «Очарованного странника» диалоги и монологи главного
героя, слова повествователя.. Подумать над особенностями речи Ивана Флягина и повествователя.
Урок 3. Сказовая форма повествования Цель:
1. Дать ученикам представление о сказовой форме повествования.
- Выявить основные функции сказа в «Очарованном страннике».
- Развитие навыков самостоятельной работы учащихся.
Ход урока:
Проверка домашнего задания: в ходе опроса и чтения отрывков из повести «Очарованный странник» ученики приходят к выводу, что у повествователя и героя «свои голоса». Предоставляя Ивану Флягину слово, автор имитирует разговорную устную речь персонажа. Это явление называется стилизацией. Этот вид работы позволяет учителю логично перейти к изложению теоретического материала, формируя у учащихся представление о том, что такое сказовая форма повествования.
Слово учителя (учащиеся записывают в тетрадях по литературе).
Понятие сказ употребляется в двух смыслах:
- жанр произведения;
- форма повествования.
Сказ как жанр — это «форма художественной литературы, построенная в основном как монологическое повествование с использованием характерных особенностей разговорно-повествовательной речи» [Словарь литературоведческих терминов, с.355].
В этом случае функция сказа — жанрообразующая.
Сказовая форма повествования — один из нескольких стилистических пластов в произведении, жанр которого — образование более широкое, чем сказ (например, роман, повесть).
В произведении со сказовой формой повествования возникает, как правило, «двухголосое повествование, которое соотносит автора и рассказчика, стилизуется под устнопроизносимый, театрально-импровизированный монолог человека, предполагающего сочувственно настроенную аудиторию» [Мущенко, с. 34].
Общими признаками литературного сказа (жанра) и повествовательной сказовой формы являются установка на воспроизведение устной речи (стилизаций), использование приемов разговорной речи, монологическое повествование [См.: Виноградов 1980].
Сказовую форму повествования читатель воспринимает как установку на чужую речь , тогда как в литературном сказе такого ощущения у читателя нет. Создается иллюзия, что рассказчик есть автор произведения. Он выступает как субъект и объект речи. В тексте со сказовой формой повествования автор не отождествляется с рассказчиком, «повествователь предстает как объект авторского исследования» [Мущенко, с. 28].
В произведении со сказовой формой повествования создается «сказовая ситуация», есть указание на присутствие слушателя, который задает вопросы, делает замечания, вставляет реплики, то есть в произведении создается и образ слушателя. Это отличает такое произведение со сказовой формой от литературного сказа, где слушатель, как правило, фигура абстрактная, предполагаемая.
(Для проверки усвоения теоретического материала можно предложить ученикам сформулировать вопросы, возникшие у них в процессе слушания лекции учителя, а также проверить, что они записали в тетрадях, попросить одного-двух учащихся прочитать записанное ими вслух).
План анализа сказовой формы повествования в повести «Очарованный странник»:
1. Жанр «Очарованного странника».
2. Композиционно-сюжетная структура
3. Речь повествователя
4. Речь сказителя.
5. Функции сказа.
«Очарованный странник» — повесть со сказовой формой повествования. В этом произведении несколько стилистических пластов, но сказовая форма повествования является преобладающей. Вступление и заключение написаны от лица повествователя. Его речь отличается от речи рассказчика, как литературно оформленная от литературно неоформленной. Особый стилистический пласт в виде диалога слушателей-попутчиков Флягина и рассказчика. Например:
— Вы, впрочем, на мои слова в этом не полагайтесь, потому что я ведь у службы редко бываю.
— Отчего же это?
— Занятия мои мне это не позволяют.
— Вы иеромонах или иеродьякон?
— Нет, я еще просто в рясофоре.
— Все же ведь уже это значит, вы инок?
Н…Да-с; Вообще это так почитают. (IV, с. 390)
Сказ в «Очарованном страннике» не выступает в качестве жанрообразующего фактора. Он присутствует как форма повествования, необходимая автору для создания образа героя-рассказчика.
Но в то же время сказовая форма повествования определяет композицию и сюжетосложение в произведении. Повесть построена просто: вступление — экспозиция, в которой читатель знакомится с местом действия («мы плыли по Ладожскому озеру») (IV, с.385), с героями; основная часть — рассказ
Флягина о жизни; завершается повесть кратким заключением от имени повествователя. Но продиктована эта простота требованиями сказовой формы повествования. Во вступлении слушатели и читатели знакомятся с одним из попутчиков, который и станет рассказчиком. Экспозиция мотивирует рассказ героя о собственной жизни. Цель вступления и заключения — воссоздать реальную обстановку, в которой развернулся монолог героя. Благодаря вступлению и заключению, вставным диалогам возникает связь между рассказчиком и слушателем, без которой сказ немыслим.
Сюжет повести строится как процесс рассказывания, в котором существуют свои отношения между рассказчиками и слушателями. Собственно рассказ героя имеет свой сюжет, который представляет собой ряд быстро сменяющих друг друга историй из жизни рассказчика.
Композиция и сюжет организованы так, чтобы привлечь внимание читателя к образу героя-рассказчика.
Главным средством создания образа рассказчика является его речь. В ней отражается мирочувствование и миропонимание героя, его характер, социальное положение, культурное развитие и др. Для сказовой речи характерна устная разговорная интонация, что выражается в построении фраз, применении особенных изобразительно-выразительных средств, профессиональных терминов, просторечий и др. Например: «…и оно, это донесение по одной сущности было справедливо. Владыко и велели прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели на него и видят, что действительно этот попик запивашка, и решили, что быть ему без места, Попик огорчился и даже перестал пить» (IV, с. 388).
Иллюзию устной речи автор создает за счет повторений, междометий, оборотов, заимствованных из разговорной речи. Сказовая речь создает иллюзию «театрально импровизированного монолога».
В речи Флягина немного сравнений, метафор, эпитетов, они не отличаются яркостью, чаще всего кратки, но при этом — точно соответствуют мировидению героя. В них проявляется артистизм героя, тонкость его натуры, способность воспринимать прекрасное, ведь художественные тропы характеризуют не только сам предмет, но и того, кто о нем говорит. Показателен в этом отношении рассказ Флягина о цыганке Груше; «И промежду всей этой публики цыганка ходит этакая… даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем <…> ресницы, ей-богу, вот этакие ресницы, длинные-предлинные, черные, и точно они сами по себе живые, и, как птицы какие шевелятся…» (IV, с.469 — 470). Душа героя потрясена замечательным искусством Груши. Описывая ее, он проявляет себя как художник, человек эстетически чуткий. Обычные по номинативному значению тропы употреблены героем необычайно метко: «Тени перед ним в видении, как тощие гуси, плыли» (ГУ, с.389), «по небу звезды как лампады навешаны, а по низу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает» (IV, с.463). Подобные примеры отражают бытовые впечатления Флягина, его жизненный опыт, владение народной лексикой.
В сочетании простоты и красоты — особый колорит речи героя-рассказчика. За простыми выражениями, за простыми словами — прекрасный мир Флягина, мир, каким видит его герой.
Раскрывается образ рассказчика и через его отношение к другим персонажам, о которых он же и повествует. Всех действующих лиц читатель воспринимает через субъективное отношение к ним рассказчика, которое проявляется в тоне рассказа, в выборе художественных средств через прямую или косвенную характеристику. Например, рассказ о хозяине, у которого герой нянчит ребенка (полячке). Здесь нет развернутой характеристики, но субъективное мнение Флягина об этом персонаже выявляется в следующих словах: «Барин мой, отец его, из полячков был чиновник, и никогда, прохвостик. дома не сидел» (IV, с.409).
Иногда рассказчик воспроизводит характерные особенности речи персонажей, имитирует их интонацию, но в целом в произведении господствует одна речевая стихия.
Яркие черты мировосприятия Флягина несет пейзаж (подробнее об этом на первом уроке). Описание природы здесь не только отражает эмоциональное состояние героя-рассказчика, но раскрывают его мировоззрение (См.: рассказ о жизни в степи).
Условием сказовой формы повествования является иллюзия самостоятельности героя-рассказчика. С помощью приема разграничения речи повествователя и рассказчика автор и создает эту видимость самостоятельности. Речь повествователя литературно правильная, и его образ лишен ярко выраженных индивидуальных черт. Позиция повествователя выражена опосредованно: прежде всего через выбор героя-рассказчика. Речь Флягина, ориентированная на устный разговор, неповторима и, следовательно, образ рассказчика явно индивидуализирован.
Рассказчик самовыражается в слове, через которое и раскрывается его сложный внутренний мир. Функции сказа заключаются:
- В индивидуализации характера героя;
- В его типизации.
Иван Северьяныч Флягин. — русский человек, стиль его речи, художественная окрашенность неразрывно связаны с эстетическим мышлением народа, с народной эстетикой, мировидением. Его речь свидетельствует о постоянной духовной связи с духовной жизнью народа. «Сказ в повести «Очарованней странник» является средством воплощения в образе национального сознания и самосознания, характера героя» [Старыгина, с. 125].
При изучении повести «Очарованный странник» можно организовать просмотр одноименного фильма, снятого по мотивам произведения Лескова в 1990 году (авторы сценария И. Поплавская и В. Соловьев, режиссер И. Пошгавская, композитор К. Волков). Главная удача фильма —
А. Михайлов в роли Флягина.
Фильм учитывает специфику лесковской повести: динамичное развитие действия, удивительные приключения странника, неожиданные и даже «сказочные».
Авторы фильма сумели передать еще одну особенность прозы Лескова: его обращение к сказовой форме повествования. Неуловимое обаяние лесковского слова сложно воссоздать на экране, но авторам фильма это удалось: за кадром звучит голос рассказчика.
Просмотром и обсуждением фильма можно завершить изучение повести «Очарованный странник».
Урок 4. Итоговый урок по творчеству Н. С. Лескова
На заключительном уроке можно провести сочинение или конкурс презентаций по творчеству Н.С. Лескова.
Цель: развитие связной речи учащихся, творческих способностей.
Примерные темы сочинений:
- Богатырство и подвижничество Ивана Флягина.
- Тип праведника в изображении Бескова («Очарованный странник»).
3. Художественное воплощение русского национального характера в повести «Очарованный странник».
- Чем «очарован» герой повести Лескова «Очарованный странник»?
- Мотивы странничества и дороги в повести Лескова «Очарованный странник».
6. Автор и рассказчик в повести «Очарованный странник».
7. Сказовая форма повествования в повести «Очарованный странник»
- Речевая характеристика героя-рассказчика.
- Пейзаж в повести Лескова «Очарованный странник».
Также в качестве тем для сочинения учащимся можно предложить те, по которым возникали спорные ситуации при обсуждении произведений, таким образом, учащиеся покажут умение (или его отсутствие) формулировать проблемную тему и решать данную проблему в своей творческой работе.
Список литературы
- Лесков Н.С. ПСС: В 30 т. — Т. 1, — М.: «Терра», 1996.
- Автор и текст // Под. ред. В.М. Маркович и В.Шмида. — Вып.2.— СПб., 1996.
- Алешина Л.В. Словарь авторских новообразований Н.С. Лескова и его роль в изучении идиостиля писателя // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам, освященная 70-летию ОГУ: Материалы. — Вып. 1. Н.С. Лесков. —Орел, 2001. —С. 136 — 143.
- Андреева Л.К. Лесков и Орловский край. Библиографический указатель. К 150-летию со дня рождения Н.С. Лескова. — Орел. —1980.
- Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. — М. — 1986.
7. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам.— Изд-во Московского ун-та, 2000.
8. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.
9. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. — Л., 1988.
10. Драгунова Ю.А., Михеичева Е.А., Тюхова Б.В. Материалы конференции, посвященной Н.С. Лескову, Л.Н. Андрееву, Б.К. Зайцеву //Русская литература. — 2002. — № 3. — С. 230 — 233.
11. Дыханова B.C. В зеркалах устного слова: Народное самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н.С. Лескова. — Воронеж, 1994.
12. Кудрявцева Г.Н. Творчество Лескова в школьном изучении
//Филологический журнал. Межвуз. сб. научн. статей. Вып. IV. Проблемы литературоведения и методики преподавания литературы в вузе и школе. — Южно-Сахалинск, 1995.
13. Лебедев Ю.В. Н.С. Лесков // Литература в школе.— 2000. — № 6.
14. Лужановский А.В. Сюжет рассказа «Очарованный странник» // Новое о Лескове: Научно-методический сб. —М., 1988.
15. Мущенко Е.Г., Скобелев В.П. Поэтика сказа —Воронеж. — 1978.
16. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. —М, 1971.
17. Пруцков Н.И. Самобытнейший писатель русский Лесков Н.С.Повести и рассказы. —Л., 1956.
18. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. В.В.Давыдов.— М, 1993. 38.Словарь
литературоведческих терминов. —М., 1974.
19. Старыгина Н.Н. Лесков в школе. — Йошкар-Ола, 1994.
20. Старыгина Н.Н. Образ праведника как художественное воплощение христианской концепции человека
(«Кровавый пуф» В.В.Крестовского, «На ножах» Н.С. Лескова) // Открытый урок по литературе.
Пособие для учителей / Ред. и сост. ИЛ. Карпов, Н.Н.Старыгина. — М., 2001. — С. 270-285.
21. Столярова И.В. Н.С. Лесков о литературе и искусстве — Л. ,1984.
22. Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. — Л., 1978.
23.Тюхова Е.В. Н.С.Лесков в современных исследованиях//Славянский сборник. — Вып. 1. — Орел, 2002.
Интернет ресурсы
для изучения творчества Н.С.Лескова
и повести «Очарованный странник».