Присухина Инесса Всеволодовна,
г. Белгород,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей № 38»
Урок словесности.
Тема: «Роль Л.Н.Толстого в развитии словесной изобразительности»
(На примере лингвистического анализа рассказа «После бала»)
Цели: образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению художественных средств и приемов словесной изобразительности в рассказе; содействовать осмыслению учащимися сюжета и идеи произведения ; способствовать пониманию учащимися некоторых аспектов мировоззрения Л.Н.Толстого; помочь учащимся осознать роль великого писателя в развитии словесной изобразительности.
Развивающие: способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся;
Воспитательные: через использование групповой и парной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению детского коллектива.
Оборудование урока: Презентация «Лев Николаевч Толстой», компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации учащихся, опорные схемы по произведению, ассоциативно-предметные рисунки, аудио- и видеоматериал.
Учебник: Г.И.Беленький «Литература 8 класс», С.Г.Бархударов «Русский язык 8 класс»
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Методические приемы: организация работы «круглого стола»; работа в парах, исследовательская работа с текстом; защита мини-проекта, лингвистический эксперимент; защита ассоциативно-предметных рисунков; создание устного ассоциативного портрета героя; ассоциативная цепочка; создание акростиха; сочинение по ассоциациям; организация работы с листами «обратной связи», рефлексия «Светофор».
Формы организации учебной деятельности на уроке: групповая работа в форме деловой игры «Заседание круглого стола»; работа в парах; индивидуальная работа, фронтальная работа, работа экспертной комиссии
Ход урока:
1.Запись темы в тетрадь:
У Р О К С Л О В Е С Н О С Т И
Роль Л.Н.Толстого в развитии словесной изобразительности.
(На примере лингвистического анализа рассказа «После бала»)
Эпиграфы к уроку: 1. Следовать за мыслями великого человека…есть наука самая занимательная. А.С. Пушкин
2. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой
Словарь урока: 1. Словесность — творчество, выражающееся в устном и письменном слове.
2. Лингвистика – наука о языке.
3. Экспрессия – выражение чувств, переживаний.
II. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели.
— Итак, прозвенел звонок, а это значит, мы готовы к новым открытиям. Добрый день всем! Ребята, поприветствуйте гостей. Друг друга. Девочки садятся, мальчики садятся. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок словесности (прочитать тему). Так как мы проводили подобное занятие после изучения «Капитанской дочки», то вспомним: чем этот урок отличается от других? Что значит «словесность»?
— Верно, мы постараемся связать воедино русский язык и литературу и через слово автора попробовать найти ключ к пониманию и поступков героев. Уроки словесности были традиционными в русской дореволюционной гимназии. Не было учителя русского языка и литературы, а был учитель словесности.
— Какова же цель таких уроков? (ответы учеников)
— Действительно, нам предстоит заглянуть в творческую мастерскую писателя и понаблюдать, как, с помощью каких художественных средств и приёмов рождается произведение. Ведь если мы с вами, действительно, хотим стать настоящими читателями, то не должны ограничиваться одними чувствами: эта книга интересная, а эта скучная. Нет. Мы должны учиться понимать, объяснять, как строится произведение в качестве явления словесного искусства.
Именно поэтому эпиграфами к уроку я взяла слова двух великих писателей. (Дети читают)
К концу урока, я надеюсь, вы глубже осмыслите данные изречения.
III. Организация восприятия, усвоение и осмысление материала.
— Почему для лингвистического анализа мы выбрали рассказ Л.Н.Толстого? (Ответы ребят).
— Думаю, ни для кого не секрет, что великий писатель был истинным художником слова, который всегда помнил, что язык – ПЕРВОЭЛЕМЕНТ ЛИТЕРАТУРЫ.
— Давайте вспомним, какие чувства вы испытывали после прочтения рассказа? (Ответы ребят)
— Значит, рассказ задел вас за живое. А ведь, согласитесь, не каждое произведение поражает и запоминается на всю жизнь. Быть может, у Толстого есть свой секрет? Попробуем разгадать его.
— И сразу предлагаю ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: допишите по памяти предложение, взятоё мною из текста: «Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна:…….» (О ком идет речь?)
— Найдите его в тексте и сравните: почувствовали разницу?
— Итак, каков же наш первый вывод по теме урока?
— Сначала устные ответы, затем — в тетрадь:
ВЫВОД № 1: с первой страницы рассказа можно заметить, как бережно обращается Толстой с русским языком, как точно выбирает единственно нужную синтаксическую конструкцию.
— А какова же конструкция данного предложения? (Ответ)
На листах «обратной связи» сделайте схему №1 и покажите по моей команде.
— Так как мы с вами только что изучили данную тему на уроках русского языка, давайте понаблюдаем, над тем, как работают предложения с однородными членами для выражения авторской идеи рассказа.
— Какую же роль выполняют ОЧ в нашем предложении?
ВЫВОД №2: Они передают детали портрета Вареньки.
— А теперь попытаемся создать устный ассоциативный портрет Вареньки. Дома вы продумывали его. Поможет нам в этом целый ряд ОЧ. Я начинаю ассоциативную цепочку: Варенька – это грациозная лань….(ребята продолжают: нежная лилия, лёгкоё облачко и т.д.)
— Таким образом, каждый из вас попытался зрительно представить себе героя, и все это благодаря чему? (Однородным ЧП). Каким именно? (Сказуемым).
— А теперь ещё раз попробуем выяснить, насколько вы чутки к слову писателя. Предлагаю лингвистический эксперимент: восстановить текст как можно ближе к авторскому, вставив вместо точек пропущенные прилагательные. (открываю текст на магнитной доске).
Она была в …..платье с ……поясом и в …. …..перчатках, немного не доходивших до……, ….локтей, и в …. ….башмачках.
— Сопоставим ваши варианты с текстом. Проведите исследование: какие определения преобладают? Как называется этот приём? (цветопись).
— Является ли повтор слова «белый» речевой ошибкой? (нет, это оправданный повтор, с помощью него Толстой усиливает ощущение праздника).
— А почему белый цвет? (ответы учащихся)
— Когда же ещё писатель употребляет предложения с ОЧ? (когда передает душевное состояние своих героев) Найдите предложение из эпизода «Иван Васильевич на балу». Подумайте, в чём его особенность: «Я танцевал и кадрили, и вальсы, и польки». А благодаря чему мы чувствуем душевное состояние Ивана Васильевича? Составьте схему №2.
[и О, и О, и О]. А теперь перестройте по схеме [O,О,О]
— Кстати, какой еще приём использует Толстой, употребив три раза И (полисиндетон)
— Что же меняется в предложении без союзов? (исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению).
— Какой это прием? (асиндетон)
— Найдите в тексте подобные предложения (Устные ответы!) (смотрите партитуру текста, которую вы сделали дома).
— Каков же вывод?
ВЫВОД №3: рассказывая о героях, Толстой умело использует экспрессивные возможности ОЧ (см. словарь урока). Что значит экспрессия? (см. словарь урока)
— Опираясь на партитуру текста, скажите, в каком ещё эпизоде преобладают СК и ОЧ? Верно, в эпизоде «Описание мазурки».
— Кстати, а как пришёл к нам этот танец? (ученик защищает свой мини-проект «Мазурка…Как всё начиналось?..»).
— Итак, сейчас мы с вами мысленно перенесемся в XIX век, в большую светлую залу, и наше воображение поможет представить этот задорный танец, а ещё помогут нам в этом мазурка М.Глинки и чтение наизусть данного эпизода. (Мелодекломация — читает Шаповалова Дарья).
— Хочу заметить, что танец этот здравствует и поныне. Его и сегодня танцуют наши ребята на традиционных светских балах. И сейчас мы с вами в этом убедимся (видеоматериал: танцуют ученики лицея танцуют мазурку).
— Посмотрев танец, думаю, мы можем теперь безошибочно ответить: случайно ли в данном эпизоде преобладают предложения с однородными членами? Какие именно? (сказуемые и обстоятельства)
— А почему? (важно передать движение)
— А в основе ещё какой сцены лежат действия? (в сцене наказания татарина).
— Нас интересует в данном эпизоде поведение полковника. Найдите эти предложения.
— Ребята, если сравнить эти два эпизода («На балу» и «После бала»), то по какому принципу они построены? (антитезы)
— Приведите ещё примеры антитезы в рассказе (цвет, музыка)
— Так для чего использует Толстой антитезу?
ВЫВОД № 4 Предложения, построенные по принципу контраста, помогают писателю ярче показать внутреннее состояние героев.
Дома вы создали ассоциативно-предметный рисунок (образ Полковника) + акростих по слову «полковник») — (Ученики защищают свои рисунки и акростихи)
— Мы уже с вами убеждались, что в эпизоде, связанном с душевным состоянием Ивана Васильевича, используются однородные члены.
— Итак, на балу он….(продолжите)
— А после бала? Откроем эпизод «Он чувствует стыд и тоску». Найдите только однородные сказуемые. Какова их роль? (ответы)
— Что же стало итогом душевного потрясения? («Его любовь к Вареньке умерла»).
— Читаем последний абзац рассказа. Какие слова Лев Толстой соединяет в одном ряду?
— Зачем писатель соединяет в ряду однородных членов слова «неловко» и «неприятно»?
— Доказано, что жестокость могут порождать разные причины, но при чём тут Варенька? Почему любовь к Вареньке «пошла на убыль»? (Иван Васильевич почувствовал, что каждый человек ответственен за всё происходящее вокруг него)
ИТОГ УРОКА: в течение урока мы наблюдали, как работают предложения с однородными членами.
— Какова же роль Толстого как мастера слова?
— Какой вывод мы можем сделать по теме урока? (Работа в парах)
— Действительно, Толстой — великий Мастер. А ведь бережное, чуткое отношение к слову – это, по определению Аристотеля, «ЗНАК СОСТОЯНИЯ ДУШИ»!
— Так зачем нужен писателю, в частности Л.Н.Толстому, тщательный отбор средств и приёмов? (для воплощения идеи)
— А какова же идея рассказа?
ВЫВОД: Жестокость, которая приводит к гибели любви, является одним из самых тяжелых человеческих пороков.
Задание: за 5 минут попробуйте написать сочинение-миниатюру по ассоциациям, отталкиваясь от слова «жестокость» (ученики пишут и зачитывают работы)
— А что же мы с вами можем противопоставить жестокости? (ответы пишутся крупно цветными фломастерами на листах «обратной связи» (это листы А-4)
— И дай Бог, чтобы предложенные вами слова: «любовь к ближнему», «сострадание», «милосердие», «доброта», «умение прощать» — не остались на бумаге, а были бы неотъемлемыми спутниками вашей жизни! Всем спасибо.
Рефлексия. Ребята, с помощью цветных магнитов оцените, пожалуйста, наш урок по тем критериям, которые написаны на магнитной доске, и прикрепите магнит в соответствующую колонку.
Д/З. Стилизация письма: мальчикам – написать письмо от имени Ивана Васильевича полковнику; девочкам – от имени Ивана Васильевича Вареньке, соблюдая стиль Толстого и используя синтаксические конструкции с однородными членами.