Шутова Лариса Дмитриевна, г. Ставрополь,
преподаватель русского языка и литературы
СПКУ (Ставропольское президентское кадетское училище)
Разработка урока русского языка с метапредметными связами
(Обряды встречи весны) для 5 класса
Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на -ий, -ия, -ие.
Цели урока:
Обучающая: закрепить навык правописания падежных окончаний существительных; познакомить с условиями выбора гласных в безударных окончаниях существительных на -ий, -ия, -ие; формировать умение систематизировать изученные правила.
Развивающая: развитие познавательного интереса учащихся к русскому языку, истории родной страны; развитие устной речи учащихся; обогащение словарного запаса.
Воспитательная: воспитание патриотизма; формирование умения работать в коллективе, чувства товарищества.
Ход урока.
1.Организация класса.
2.Постановка целей урока учащимися.
3.Вступительное слово учителя об обряде встречи весны на Руси.
— Ребята, а кто из вас знает, какой сегодня день? (Первое марта)
— Что особенного в этом дне? (Начало весны)
-1 марта – начало весны. А еще в Древней Руси это был первый день нового года (Позднее Петр 1 решил начинать год 1 сентября, а потом, вслед за другими странами, в России год тоже стали начинать 1 января).
— Как вы думаете, почему именно 1 марта начинался год у древних славян? ( В своем календаре они шли вслед за природой, ведь именно весной все в природе начинается, оживает, просыпается)
— Кто знает, почему март имеет такое название?
— Название месяца «март» пришло на Русь поздно, оно византийско-римского происхождения и выводится от римского бога войны — Марса, считавшегося покровителем земледельцев. Однако в народе всегда продолжали бытовать исконно русские названия первого месяца весны: протальник, солнцегрей, водотек, капельник, грачевник — и отражали они природные явления этого времени года: затяжную борьбу тепла и холода – Мораны и Ярила.
Морана — могучее и грозное Божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Суровая и грозная богиня, неслышно идущая по земле. И везде, где ступала её нога, ложился снег, всё приходило в забвение, жизнь затухала, природа засыпала.
Весенним богом был Ярило — бог восходящего солнца и весенних гроз, пробуждающих землю и людей. Он, по представлению славян, несёт свет и тепло.
Наши предки сознательно вставали на сторону красного солнышка, глубоко веря, что помогают ему разогреться в полную силу, а для этого совершали особые обряды, творили праздники.
Считалось, что 1 марта Ярило «поднимает зиму на вилы», что в этот день начинается борьба тепла с холодом. На празднике в честь Ярилы, происходящем, как правило, на ярмарке, языческого бога представлял «юноша в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом». Он руководил плясками, состязаниями в силе и ловкости. В этот день на возвышенных местах, называемых «Ярилиной плешью», зажигали костры — Ярилины огни, чтобы прогреть землю после долгого сна.
В этом магическом действии с первых дней весны принимали обязательное участие дети. Считалось, что первомартовское солнце благоприятно росту и здоровью детей. Дети зазывали, заклинали радостное время года песенками, стихами-закличками, смехом, играми, помогая весне набрать живительную силу.
4.Повторение изученного материала о правописании падежных окончаний существительных.
— Вот и мы сейчас с вами тоже поиграем. Поможем Яриле прогнать Морану — Зиму. И, играя, повторим склонения существительных, а вместо снежков у нас будет другой круглый предмет – веселый весенний мяч.
1) Игра с мячом «Определи склонение» (учитель бросает мяч всем по очереди ученикам и называет существительные в разных формах, ученики определяют склонение и возвращают мяч учителю)
2) Ну что ж, немного Яриле мы помогли. Но обязательным условием всех первомартовских игрищ на Руси было скоморошество, театрализация. Давайте и мы примем в этом участие.
Задание: рассказать правило о правописании буквы и в падежных окончаниях существительных так, как будто это правило нам рассказывает уходящая старушка Зима;
а теперь от лица озорного бога Весны – Ярила расскажите о правописании буквы е в падежных окончаниях существительных.
3) Объяснительный диктант.
— Обозначение праздника словом «встреча» не совсем точно. Весну не встречают, а «кличут», «окликают», «гукают», «заклинают», то есть призывают путём заклятий. Первобытный земледелец не до конца понимал закономерности смены времён года: не исключалась возможность, что зима будет длиться вечно, а весна не наступит. В предотвращение такого бедствия весну призывали и пытались путём обрядов вызвать её возвращение. Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой.
Чтобы вызывать прилёт птиц, а, следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.
— Послушайте, как звучит веснянка в исполнении ансамбля народной песни.
— А вот текст другой веснянки перед нами. Прочитайте текст веснянки.
— В какой форме написана эта песенка? (диалог)
— Вспомните знаки препинания при диалоге, расставьте и другие недостающие знаки препинания, объясните пропущенные орфограммы.