Потребность в самообразовании – залог сформированности педагогической культуры учителя

Готовцева Анна Алексеевна,
заместитель директора по УВР
МБОУ «Мюрюнская средняя  школа №2»

Потребность в самообразовании – залог сформированности педагогической культуры учителя

План:

  1. Литературный обзор.
  2. Практическая часть:

а) Педагогическая оценка и самооценка готовности по самообразовательной деятельности.

б) Повышение квалификации.

в) Работа методсовета по повышению квалификации.

г) Школа молодого учителя.

3. Заключение.

4. Использованная литература

На рубеже веков происходит смена образовательной парадигмы, предлагаются иные содержания, иные подходы, иное право, иные отношения и поведения, иной педагогический менталитет. Главное стратегическое направление развития лежит на пути личностно-ориентированного образования.

Анализ педагогической деятельности в современных условиях позволяет ряд тенденций развития, одним из которых является расширение свободы учителя в целевой, содержательной и процессуально-методической сферах и осознание этой свободы как права на творческое самовыражение, что требует от учителя постоянного самосовершенствования, самообразования.

Настоящее образование – только самообразование. Любое обучение – только стимул к самообучению. В самообразовании преобладает культурологический подход.

Культурологический подход дает основания разработать несколько иную модель личности педагога, строящуюся на представлении о человеке, как объекте и субъекте культуры. Идея формирования педагогической культуры преподавателя вуза и школы теоретически разработана в трудах В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, Л.А.Нейдштадт, отмечающих, что основой успешности профессиональной подготовки является сформированность педагогической культуры учителя.

В.А.Сластенин в содержании педагогической культуры включает фундаментальные, общефилософские, общекультурные, личностно-педагогические и специальные знания, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к принятию творческих решений, потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему, умение и навыки практической педагогической деятельности, которые учителю позволяют изучить и диагностировать уровень развития воспитанников, понимать и организовывать их совместную деятельность, формировать социально ценные качества личности, владеть индивидуальным стилем педагогической деятельности.

Культура педагогического мышления обогащается и развивается на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование – залог успешного творческого мышления и творческой деятельности педагога.

Педагоги, как А.М.Арсентьев, А.И.Маркушевич, М.Н.Скаткин и др., неоднократно подчеркивали необходимость всестороннего изучения феномена самообразования. Но поскольку сама самообразовательная деятельность не изучалась, естественно, что и подготовка к ней понималась односторонне.

В связи с повышением социальной значимости самообразования как одного из средств непрерывного образования людей. К самообразованию важно вновь осмыслить соответствующий понятийный аппарат.

Самообразование, как проблема школьной педагогики, впервые находит свое отражение в трудах Н.К.Крупской, К.Д.Ушинского, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского и др. а также в работах педагогов и психологов 20-х годов. Из зарубежных педагогов можно выделить труды Дж.Жьюи, Ж.-Ж.Руссо и др. в советский период проблеме самообразования уделялось большое внимание.

Неутомимым пропагандистом в области самообразования была Н.К.Крупская, работы которой заложили прочную научную основу понимания истории, теории и практики самообразования. Распространение образования и самообразования она тесно связывала с воспитанием и самовоспитание, в самообразовании видела действенную форму обучения и воспитания народных масс, повышение их активности.

Выдающийся библиограф Н.А.Рубакин писал, что «цель и задача самообразования, если ее выразить в общих словах, заключается вот в чем: сделать из себя и надеясь только или главным образом на себя, и своими средствами, человека действительно образованного». Т.А.Ильина предлагает другую трактовку понятия самообразования. Под ним она понимает целенаправленную и целеустремленную работу человека, связанную с поиском и усвоением знаний и определенной интересующей его области, в том числе и путем слушания специальных передач по радио и телевидению. Самообразование отличается тем, что здесь нет внешнего контроля, регламентируемых занятий, обязанности их посещения. Иначе говоря, в самообразовательной работе план, методы, средства и время занятий определяются самими учащимися.

Другой учений, Б.Ф. Райский считает, что для самообразования характерно: во-первых, приобретение знаний как  дополнительная к основному занятию познавательной деятельностью, хотя зачастую, связанная и даже обусловленная им; во-вторых, овладении знаниями занимает индивидуальная самостоятельная познавательная деятельность.

По мнению Шуклиной Е.А., с точки зрения социологического изучения самообразования как феномена (и как автономное явление, и как составляющая других видов деятельности) оно представляет собой форму организации и реализации процесса познания человека, выступая его социальной предпосылкой и условием осуществления. Самообразование  — это процесс социального «обслуживания» познания. В своей сущностной ипостаси самообразования является способом самореализации субъекта познавательной деятельности, когда раскрывается его экзистенциальные, антропологические и социальные характеристики. Социологии самообразования категория жизненного мира позволяет сформировать широкое понимание самообразования, преодолев его трактовки исключительного как вида текстовой деятельности. Для понимания самообразования в качестве элемента образования существенное значение имеют институциональный, системный, деятельностный, субъектный, социокультурный подходы к последнему. Однако, наиболее полезным для исследования был бы их синтез.

Скачать полностью работу