Рямова Альфида Давлеткильдиевна,
Республика Башкортостан, г. Баймак,
учитель русского языка и литературы
Тема: «Образ учителя в русской литературе XX века».
( По рассказу А.П.Платонова «Песчаная учительница»)
Цели:
— раскрыть образ учителя в русской литературе XX века;
— отрабатывать умение анализировать литературное произведение, определять роль пейзажа для раскрытия душевного состояния героини;
— показать связь формы и содержания текста через создание опорной схемы;
— на примере главной героини рассказа формировать активную жизненную позицию, дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайд-презентация.
Ход урока:
- I. Орг. момент.
Вступительное слово учителя.
— Дорогие 11-классники. Скоро вы закончите школу, и перед вами встанет вопрос о выборе профессии. Есть множество профессий, престижных и не очень, романтичных и скучных. Есть профессии для зарабатывания денег, а есть профессии для души. Но есть одна профессия, которая стоит выше всех остальных по своей значимости. Она не является сегодня престижной, но она романтична, она никогда не бывает скучной и эта профессия для души. О какой профессии я говорю? Конечно, учитель, педагог.
Платон считал профессию учителя государственной должностью, которая значительнее самых высоких должностей в государстве.
Сегодня наш урок связан с образом учителя в русской литературе XX века.
- II. Из истории темы
Проблемный вопрос:
— На экране вы видите слова А.С.Пушкина из одного стихотворения: «Наставникам за благо воздадим…» и из романа в стихах «Евгений Онегин»: «Мы все учились понемногу: чему-нибудь и как-нибудь…» Не противоречит ли себе Пушкин?
(Учащиеся доказывают, что здесь нет противоречия. Два высказывания относятся к двум типам учителей XIX века.)
— Например, о своём любимом наставнике, профессоре нравственных наук А.П.Куницыне Пушкин писал:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал в нас пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
— Н.А.Некрасов о В.Г.Белинском, которого считал своим учителем, писал:
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени…
— Но был и другой тип учителей, они из тех, кого А.С.Грибоедов назвал «числом поболе, ценою подешевле»:
Цифиркин и Вральман из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»;
Француз Бопре из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;
Это и француз L Abbe, обучавший Онегина.
Вывод:
— В литературе XIX века выделялось два типа учителя. Учитель-наставник, воспитавший личность, вдохновивший на высокий труд. И сатирический образ учителей, людей с низким уровнем интеллекта, не знающих свой предмет.
III. Образ учителя в литературе XX века.
— Обратимся к литературе XX века. Мы должны раскрыть образ учителя XX века, каким он представлен в художественных произведениях.
Ответы учащихся:
— Повесть Ч.Айтматова «Первый учитель» (1962). Повесть киргизского писателя Ч.Айтматова о становлении образования в дальних аилах Киргизии и борьбе с патриархальными традициями.
— Героическая повесть белорусского писателя Василя Быкова, написанная в 1971 году, повествует о сельском учителе Алесе Ивановиче Морозе, повешенном немцами в ходе оккупации Белоруссии.
— В повести В.Распутина «Уроки французского» (1973) молодая учительница привлекает к себе голодного и упрямого мальчика, играя с ним в пристенок. Лидия Михайловна решается на это, т.к. её ученик, прежде упрямо не бравший ничего, теперь принимал от неё деньги, потому что это был честный выигрыш, и бегал на базар за молоком.
— В 70-е годы возник новый мотив – мотив вины перед учителем. Лучшие писатели XX века отметили нравственное падение общества, равнодушие людей к близким и родным. Где уж тут вспомнить тех, кто вывел их в люди. О таком чувстве вины говорится в повести Ю.Бондарева «Простите нас».
— В какое время происходят события, описанные в этих произведениях?
— Произведения повествуют о событиях, которые происходили в трудное для нашего народа время: в первые годы становления Советской власти, в годы ВОВ, в послевоенное время.
— Какие же главные черты учителей прослеживаются в названных произведениях?
— Самопожертвование, авторитет учителя в обществе, высокая гражданская позиция, государственный взгляд на происходящее.
IV. Краткий очерк жизни и творчества А.П.Платонова.
V. Сюжет рассказа «Песчаная учительница» (1927)
— Главная героиня – молодая выпускница учительских курсов, Мария Никифоровна Нарышкина, едет в отдалённое селение Хошутово, которое находится на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней. Крестьяне ведут здесь повседневную борьбу с песками. Их работа казалась бессмысленной, ибо песок немедленно захватывал опять с таким трудом отвоёванное пространство. Тщетность усилий и безверие сломило мужество людей. И Мария Никифоровна решает научит детей и взрослых «искусству превращать пустыню в живую землю». И это её удаётся – пески начинают отступать. Но вот эту землю приходят кочевники, и через трое суток их стада вытаптывают ожившую землю, истребляют все посадки.
Прототипом главной героини стала жена А.П.Платонова, сельская учительница Мария Александровна Кашинцева.
— Содержание рассказа Платонова напоминает роман Кобо Абэ «Женщина в песках». Это та же история о борьбе женщины с песчаной пустыней, но в отличие от японки, которая приспосабливается к жизни в песках, Мария Никифоровна пытается всеми силами одержать победу над пустыней.
VI. Роль пейзажа в рассказе.
— События рассказа происходят в пустыне. И это не случайно. По мнению западноевропейского учёного, в пустыне человек проявляет самые сильные качества.
Иисус Христос, согласно библейскому преданию, уходил в пустыню на 40 дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.
( Демонстрация картины И.Крамского «Христос в пустыне» 1827 год)
— Эта картина посвящена Великому Учителю человечества Иисусу Христу. Она хранится в Третьяковской галерее.
— Проследите за тем, как автор описывает пустыни в рассказе – Астраханскую и Среднеазиатскую. Найдите изобразительно-выразительные средства, которыми пользуется автор при описании пустынь. (Работа в паре по таблице, предложенной учителем в качестве домашнего задания).
— Каково душевное состояние героини?
— Почему при описании Среднеазиатской пустыни автор использует научные термины учёных-географов? (Солонцы, лёссовая пыль, барханы, ландшафт).
Примечание: солонцы – тип почв лесостепных, степных, полупустынных зон; лёссовая пыль – раздражает глаза и дыхательные органы; барханы – холмы сыпучего песка, навеянные ветром и не закреплённые растительностью.
Вывод: Первое описание пустыни не содержит негатива, пустыня не враг. Среднеазиатская пустыня подрывает здоровье крестьян. Здесь звучит мотив смерти.
— А какова пустыня зимой?
— Зимой застонали снежные бураны, колкий жалящий песок; люди замолчали, дети худели и теряли интерес к сказкам, т.е. к жизни. Злобная пустыня оказывает разрушительное действие на душу героини, и она начинает теряться и затухать.
-Какой цвет преобладает в описании пустыни? Что символизирует белый цвет?
— Белый цвет – символ смерти, разрушения и крушения надежд.
Вывод: Описание пустыни показывает, как трудно пришлось Нарышкиной. Мы наблюдаем прямую связь души героини с описанием пустыни.
VII. Составление опорной схемы по рассказу.
-Давайте составим опорную схему по рассказу, чтобы показать связь формы и содержания текста.
1. Назначение в Хошутово.
Вернуться к родителям в Астраханскую губернию или поехать по назначению?
Вывод: Долг, ответственность.
2. Дети не ходят в школу.
Оказаться от работы или ждать, когда всё само наладится или чтобы помочь людям, вести занятия по новому предмету – песчаному делу?
Вывод: Целеустремлённость, активная жизненная позиция.
3. Посадки шелюги уничтожены кочевниками.
Безрезультатно жаловаться, ненавидеть другой народ или встать на место противника?
«Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».
Вывод: Справедливость, гуманность, терпимость.
4.Учить кочевников культуре песков.
Остаться в Хошутово,где наладилась жизнь или похоронить свою молодость среди кочевников? Награда – памятник-шелюга.
Вывод: Ответственность за судьбу двух народов, оптимизм «приеду по лесной дороге…»
— В чём заключается поступок главной героини?
— Она отдала свои молодые годы и всю свою жизнь служению людям, добровольно отказавшись от личного счастья.
— В чём смысл служения людям?
— Если человек отдаёт себя служению людям, его жизнь имеет смысл.
— Такие люди, как Мария, нужны. Вспоминаются слова Н.А.Некрасова:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру –
Заглохла б нивы жизнь…
Героиня достигает результатов, но какой ценой! «Постараюсь приехать к вам старушкой… приеду не по песку, а по лесной дороге». В этих словах героини выражается её оптимизм.
VIII. Обобщение урока.
— Молодая учительница принадлежала к поколению честных, целеустремлённых, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации безграмотности. Итак, литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – ликвидировал безграмотность в России.
— А каков учитель XXI века? Изменился ли нравственный облик учителя? Что остаётся неизменным в учителе любой эпохи? Это любовь к детям и любовь к своему предмету.
— С целью повышения престижа учительской профессии в современном обществе в России 2010 год президентом РФ Д.А.Медведевым был объявлен, как вы знаете, Годом Учителя. Символом Года учителя являются добрые руки учителя, которые вы видите на экране.
— Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель? Какие черты в учителе нежелательны? Напишите ваши ответы на карточках, по вашим ответам мы составим портрет современного учителя в идеале.
Д.з. Напишите сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ на тему: «Соответствует ли современный учитель вашему идеалу?»