«Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина и «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского

Лихачева Елена Алексеевна,
Кемеровская область, д. Михайловка,
МБВ(С)ОУ «Михайловская РВ (С)ОШ»
учитель русского языка и литературы

Литература. 10 класс
«Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина и
«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского

Цели и задачи урока:

1)    Показать преемственность развития русской литературы;

2)    Выявить пушкинские традиции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;

3)    Обучить методике сравнительно – типологического анализа текстов;

4)    Актуализировать знания, полученные в 9 классе при изучении творчества А.С.Пушкина.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Одна из тайн творчества Достоевского – безусловное доверие к гению Пушкина. Пушкина он знал наизусть, перечитывал постоянно. Одним из главных вопросов, унаследованных от Пушкина, был для Достоевского вопрос: возможно ли преступление «по совести»? Пушкин поставил его в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».

Беседа.

— Какова история названия трагедии?

( Это название пришло не сразу.  Первоначально значилось «Зависть». Но окончательно утвердилось название, включающее в себя имена обоих героев трагедии.)

— Какие литературные и смысловые ассоциации вызывает название трагедии?

( Жертва и палач; искусство и ремесло; гений и злодей)

— Какие события легли в основу сюжета трагедии?

— С каким образом — персонажем романа «Преступление и наказание»  можно соотнести образ Сальери?

— Что сближает героев?

— Обычные ли это преступники?

— Какие умозаключения привели героев к убийству? Подтвердите текстом произведения.

( Сальери: «Все говорят: нет правды на земле./ Но правды нет – и выше.

Когда бессмертный гений… озаряет голову безумца, /Гуляки праздного?…О, Моцарт, Моцарт!»

Раскольников: «Имею ль я право власть иметь? Свобода и власть!… а главное власть. Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!»

И Раскольников, и Сальери одинаково оценивают человека, человеческую жизнь.)

— Какова эта позиция? Подтвердите текстом произведения.

(Сальери: «Что пользы, если  Моцарт будет жив. Что пользы в нем?»; Раскольников: «Я ведь только вошь убил; Соня, бесполезную, гадкую, зловредную»)

Слово учителя.

Критерием оценки человека и его жизни является для героев польза, которую приносит этот человек. В этом отношении их теории бесчеловечны. Сальери, Раскольников — самоуглубленные фанатики, способные жить одной идеей. И того, и другого героя приводят к убийству сложные философские умозаключения.

Тема «философского преступления», впервые воплощенная Пушкиным в «Моцарте и Сальери», психологически тонко реализована в творчестве Достоевского. Художественное исследование «философского преступления» затрагивает общечеловеческие этические проблемы, одинаково актуальны как для пушкинской эпохи, так и для времени Достоевского.

И Пушкин, и Достоевский стремятся понять мотивы преступлений, совершённых героями, что заставляет писателей вглядеться во внутренний мир персонажей.

Беседа.

— Какой приём изображения внутреннего мира героя использует в трагедии Пушкин?

(Через внутренний монолог)

— Выделите основные идеи монолога – высказывания Сальери.

( В монологе звучит вызов не только собственной судьбе, но и всему миру.)

— В чём на ваш взгляд, причины трагических сомнений героя?

— В чём причина страданий и зависти Сальери?

(Сальери кажется, что он думает о спасении искусства, на самом деле все его слова, все его мысли только о самом себе.)

— Какую аналогию можно провести в этом отношении между пушкинским героем и героем романа Достоевского?

(Раскольников, думая о спасении общества, ищет ответ на вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право  имею…»)

Слово учителя.

Пушкин и Достоевский убеждают, что неверие, зависть и злость ведут к преступлению.

Сальери и Раскольников – жертвы демонической идеи о том, что мир устроен Богом дурно, несправедливо и, стало быть, «ошибку» следует исправить.

Беседа.

Говоря о романе Достоевского, мы отмечали наличие в нём героев- двойников и героев – антиподов. Можем ли мы утверждать, что такой же принцип систематизации художественных образов и способ изображения внутреннего мира героев использует Пушкин в «Моцарте и Сальери»?

— Почему Моцарт и Сальери герои – двойники?

(Они друзья, оба музыканты, «сыны гармонии». Но при этом они противоположны во всём, то есть антиподы.)

— Кто двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»?

(Лужин и Свидригайлов. Раскольников видит в них своё отражение, оттого и мучает его совесть.)

— Кто антиподы Раскольникова?

(Соня и Разумухин)

— Обратите внимание на фразы Сальери и Свидригайлова. В чём они совпадают?

(В финале трагедии Сальери восклицает: «но ужель он прав, /И я не гений?» Свидригайлов говорит: «… теорию-то сочинить умел, а перешагнуть-то, не задумываясь, не в состоянии, стало быть, человек не гениальный.»)

— В какой пушкинской фразе содержится эта же мысль?

(Пушкин устами Моцарта естественно и просто утверждает: «Гений и злодейство – две вещи несовместимые»)

— Есть ли сходство в том, как завершаются эти два великих произведения искусства?

(Финал трагедии Пушкина и финал романа Достоевского открыты. Оба художника стремятся не к развязке – ответу, а к созданию художественной перспективы, в которой бы каждый из читателей нашёл свой ответ.)

Подведём итоги.

— Что сближает роман Достоевского с маленькой трилогией Пушкина?

(1. Изображение «философского преступления». 2. Внутренний монолог героя как способ раскрытия его внутреннего мира. 3. Наличие героев – двойников и героев – антиподов. 4. Незавершённость и открытость сюжета произведения)

Слово учителя.

Конечно, сравнивая трагедию Пушкина и роман Достоевского, мы не исчерпали всех проблем, возникающих при изучении пушкинской традиции. Однако очевидно, что гениальное пушкинское творение нашло отражение в произведении Достоевского.

Домашнее задание.

Продолжить сопоставительный анализ текстов произведений