Мастер-класс «Роль художественной детали в литературном произведении»

Филиппова Елена Викторовна,
г. Великий Новгород,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия «Исток»

Мастер-класс «Роль  художественной детали в литературном
произведении»

Одной из форм трансляции педагогического опыта  является  «Мастер-класс».

М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера,то есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего  – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать. Из опыта работы могу рекомендовать разные варианты тем для показа мастер-класса и формы проведения:

Варианты тем:

  • 1) Показ программы деятельности,  элективного курса, факультатива.
  • 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
  • 3) Показ отдельных методов работы
  • 4) Показ инновационных моментов деятельности.

Формы проведения:

  • Лекция
  • Практическое занятие
  • Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Целью проведения моего мастер-класса стал показ метода работы с текстом художественного произведения, который может быть использован и другими учителями-предметниками, когда необходимо выделить ключевое понятие и через него «выйти» на понимание текста в целом.

Форма проведения – практическое занятие.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель — объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.

Итак, тема моего мастер-класса «Роль художественной детали в литературном произведении». (по произведению И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»).

Важным моментом в проведении мастер-класса является оригинальное начало, которое создаст определённую эмоциональную атмосферу.

Я начала со слов И.С.Тургенева о стихотворениях в прозе под звуки вальса Ф.Шопена.

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, — и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Одним  из любимых самим автором стихотворений является «Как хороши, как свежи были розы…», которое надо прочесть выразительно  и  эмоционально.

Важным моментом в проведении мастер-класса является создание определённой эмоциональной атмосферы.                                                                                                                  

Созданию «тургеневского» настроения помогает интерьер с использованием горящей свечи, нескольких роз и музыки Ф.Шопена.

Основной частью  является раскрытие темы мастер-класса.

Если приводить пример моего мастер-класса, то сообщая о различных путях «вхождения» в текст литературного произведения (композиция произведения, язык произведения, изобразительно-выразительные средства языка, поэтическая мысль автора), останавливаюсь на художественной детали и даю определение этого термина.

Художественная деталь — изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета и т. п., несущая повышенную смысловую нагрузку, характеризующая не только весь предмет (характер, пространство, время в произведении), частью которого она является, но и определяющая во многом отношение читателя к нему.

Следующим шагом в понимании авторского замысла является нахождение таких деталей. Это «свеча», «мороз», «звуки». Наблюдая за словом и мыслью И.С.Тургенева, появляются «цепочки» словосочетаний, характеризующих  эти образы.

«Свеча»

«в тёмной комнате горит одна свеча»;

«А в комнате всё темней да темней»;

«свеча трещит, беглые тени

колеблются на… потолке»;

«свеча меркнет и гаснет».

«Мороз»

«мороз запушил стёкла окон»;

«мороз скрипит и злится за стеною»;

«мне холодно… Я зябну…».

«Звуки»

«а в голове всё звенит да звенит»;

«воркотня патриархального самовара»;

клавиши старенького пианино;

ланнеровский вальс;

«и чудится скучный, старческий шёпот»;

«Кто это кашляет там так хрипло и глухо?»

В результате анализа художественных деталей мы понимаем, что все они направлены на создание образа одинокого человека, для которого так тяжело и трагично осознавать, что молодость ушла, а впереди — старость и одиночество.

Важной составляющей мастер –класса является фаза рефлексии.

Результатом моего мастер класса являются следующие выводы о роли художественной детали:

  • важный показатель индивидуального стиля автора;
  • активизирует восприятие читателя;
  • даёт простор ассоциативному мышлению;
  • представляет большое через малое, целое – через часть.

На протяжении всего мастер-класса необходимо задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Все задания и вопросы должны  быть направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.

Всю работу по теме моего мастер –класса можно представить в трёх  ключевых понятиях:

Художественная деталь – поиск – обобщение.

В результате работы над подготовкой и проведением мастер-класса появилась инструкция, которую может использовать любой учитель-предметник в своей педагогической деятельности:

  1. Определите тему мастер-класса. Тема должна отражать проблему, над которой вы работаете.
  2. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться.
  3. Продумайте форму, в которой вы будете проводить свой мастер-класс.
  4. Позаботьтесь о наглядных пособиях.
  5. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию.
  6. Очень большую роль играет общая культура педагога и стиль его общения с аудиторией. Стиль общения должен отвечать поставленным задачам и особенностям аудитории.

Не волнуйтесь. К вам придут ваши коллеги, которые очень хотят научиться тому, что уже умеете вы. И ваша задача – дать им общее направление. После мастер-класса вам непременно зададут вопросы. Будьте готовы на них ответить.