«Что в имени тебе моем?» Тайна имени.

Любовцева Луиза Магсумовна,
Республика Башкортостан, г. Октябрьский,
учитель русского языка и литературы
МБОУ«СОШ № 18»

Тема: «Что в имени тебе моем?» Тайна имени.

Цели:

Познавательная. Познакомить учащихся с понятием «ономастика», с богатством художественного мира поэтов. Помощь разобраться в тайне своего имени обучающимися.

Развивающая. Способствовать развитию творческого, ассоциативного и аналитического мышления учащихся, научить создавать синквейн.

Воспитательная. Способствовать формированию у учащихся любви к слову, понимания высокого предназначения человека и его имени.

Наглядность: презентация, портрет А. Блока, карточки для индивидуальной работы; музыкальное оформление.

Эпиграф к уроку (слайд 2)
Что в имени тебе моем?…
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
А. С. Пушкин

Ход урока:
I.  
Оргмомент.

II.  Вступительное слово учителя. Обращение к словам А. С. Пушкина, взятых в качестве эпиграфа к уроку (слайд 3).

— Имя человека – тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и не разгаданное, хотя многие ученые и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени с характером, судьбой человека. Над загадкой имени бьются и философы. Павел Флоренский, ученый-философ и священник, в 1923 – 1926 годы создал книгу «Имена», где, размышляя о связи имен и людей, говорил: «По имени и житие… Звук имени,  вообще словесный облик имени открывает далекие последствия в судьбе носящего это имя». Он приходит к мысли: «Образы в художественной литературе суть не что иное, как имена в развернутом виде». Переходя от литературы к жизни, философ делает заключение: «Имя – лицо, личность, а то или другое имя – личность того или другого типического склада. Не только сказочному герою, но и действительному человеку его имя не то предвещает, не то приносит его характер, его душевные и телесные черты в его судьбу». Со времен Павла Флоренского и до сих пор люди продолжают разгадывать тайну имен. Сегодня на уроке мы попытаемся постичь тайну имени русского поэта Александра Блока. Его творчество сейчас мы изучаем на уроках литературы. Но прежде чем обратиться к вескому слову ученых, занимающихся ономастикой (наукой о значении собственных имен), к слову поэтов (стихотворение М. Цветаевой, посвященное А. Блоку) попробуем разобраться в том, что же значат наши имена. Устроим небольшую презентацию «Хочу представиться…»

III. Проверка домашнего задания. Представление-презентация «Хочу представиться…» (слайд 4).

— Начнем с меня. Хочу представиться. Меня зовут Луиза.

Луиза  терпеливая, неторопливая, иногда хитроватая и изворотливая. Всегда достигает намеченной цели, хотя идет к ней более длинным и сложным путем, чем другие. Неудачи не сбивают её с пути. Луиза добросердечная, отзывчивая к чужому горю. Луиза щедра и гостеприимна, но обидчива, хотя не злопамятна и тем более не мстительна.

— Выступления учащихся на тему «Мое имя» (представление рисунков-ассоциаций к своему имени).

IV. Обращение к толкованию имени Александра Александровича Блока (слайд 5).

Об этом имени  нам расскажет Александра Смирнова.

Символика цвета в имени (слайд 6).

Александр – имя красное, красивое. Его символическое значение многообразно и противоречиво. Красный – это и бурная радость, и несравненная красота, и любовь, полнота, полнокровность жизни. Однако красный цвет – это цвет войны, агрессии (Александр Македонский, Александр Невский). Агрессия красного имени способна сублимироваться, преобразовываться, например в творческую энергию Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Александр Блок, Александр Дюма). Красный цвет – цвет огня, цвет власти и величия. В христианстве красный цвет символизирует страдание и мученичество за веру, высшую жертву Христа на Кресте. Цвет этот олицетворяет также божественную любовь и величие.

V.  Комплексный (построчный) анализ стихотворения М. Цветаевой «Имя твое – птица в руке…» (слайды 7-15).

— Так объясняют значение имени Александр ученые, изучающие ономастику как науку, так представлена цветовая символика имени Александр. Свое слово о понимании имени Александра Блока в 1920-е годы сказала и Марина Цветаева. Послушаем ее стихотворение (чтение вслух).

Вопросы к анализу:

  1. Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?
  2. Какова его жанровая специфика?
  3. В чем его необычность? На каком одном тропе оно держится?
  4. Для чего М. Цветаева в своем стихотворении использовала мужскую рифму?
  5. Какие образы, ассоциации ближе и понятны вам?

Анализ стихотворения.

Лирическое стихотворение небольшого объема. Состоит из 18 стихотворных строк, составляющих три строфы, каждая из которых включает 6 строк, образует секстину. Есть возможность продолжения мысли.

Жанровая природа стихотворения – обращение, послание, признание в любви. Марина Цветаева включила его в цикл «Стихи к Блоку», написанный в 1916 – 1921 гг. и состоящий из 16 стихотворений. С А. Блоком она не была знакома, но видела его дважды, во время его выступлений в Москве  9 и 14 мая 1920. Цветаева преклонялась перед Блоком, считала его воплощенным «духом». Свое убеждение, что Блок не был просто человеком, она выразит в августе 1921 года, после смерти Блока, в письме к А. Ахматовой: «Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Мало земных примет мало платья. Он как-то сразу стал ликом, заживо-посмертным (в нашей любви). Ничего не оборвалось, — отделилось. Весь он такое явное торжество духа, такой воочию – дух что удивительно, как жизнь – вообще – допустила. Смерть Блока я чувствую как вознесение. Человеческую боль свою глотаю. Для него она кончена, не будем и думать о ней (отождествлять его с ней). Не хочу его в гробу, хочу его в зорях».

В этом стихотворении мы не находим порядка, вся строфа воспринимается целиком (если даже и будет деление на порядки, то только смысловые).

Размер стихотворения – дольник (деление стиха на доли, ударения определяют его).

Фонетическую композицию можно представить следующим образом:

И – и – е

И – и – е

И – е – у и т. д.

    Стихотворение держится на одном тропе – на сравнении.

Смысловой анализ возможно выполнить, работая над каждой строкой в отдельности.

Тема первой строфы – тема имени, разрабатывается тема Блока (буквально буквенное):

— птица в руке – легкое, летящее;

— льдинка на языке – нечто холодное, необыкновенно приятное, освежающая холодность;

— одно единственное движение губ – медлительность и быстрота;

— пять букв – как пять пальцев, вершинное, совершенное.

В последних двух строчках тема развивается абстрактно:

— лето, луч, трава, полет мячика, легкость, летящесть, полетность.

— перезвон бубенцов – ассоциация с блоковским творчеством (Россия, тройка, бубенцы и колокольчики). Музыка поэзии А. Блока.

Тема второй строфы – тема Петербурга – города Блока – отражение имени Блока в водах Невы, улицах города.

— камень – всхлипывающий, страдающий, тоска о Блоке – страдания самого Блока.

В дальнейших строчках стихотворения идет привязка ко времени – конец 20 века.

Легкость и громкость в имени Блока.

— Щелкающие курки – революционная Россия – за всем этим стоит восхищение.

    В третьей строфе объединяются тема имени и тема творчества, итоги творчества – появляется тема поэтического памятника. Пять тире за которыми множество ассоциаций.

Признание в необыкновенной нежности – поцелуй в глаза (понимание, родственность, внимание, единение мысли и чувств).

— в нежную стужу недвижных век (оксюморон) – идет характеристика образа, представление блоковской фигуры – стабильное, настоящее, нежное и отталкивающее. Величавость благородного человека.

Блок для М. Цветаевой почти икона – белый, снежный пучок света («в белом венчике из роз»);

— поцелуй в снег – отрезвляющий, освежающий, искрящийся;

— ключевой, ледяной, голубой глоток – Блоком насытиться невозможно. Все небесно-синее (много свежести, свободы, пространства);

— с именем твоим сон глубок – здоровый, спокойный сон, сон, за которым уверенность в чем-то. М. Цветаева спокойна за литературу и русскую культуру, потому что в ней есть А. Блок.

Лексика в стихотворении исключительная, нет ни единого просторечного слова. Стихотворение для избранных, в котором только короткие емкие предложения, с пропусками сказуемого (только имя гремит, камень всхлипнет).

    Рифма в стихотворении смежная, в основном неполная, акустическая, легкокасательная, мужская – так как стихотворение посвящено мужчине.

VI. Рефлексия. Практическая часть урока – творческая мастерская – создание слова о поэте (слайд 16).

— Сейчас, наверное, мы можем сказать, что знаем об Александре Блоке, о его имени все, или почти все. Поэтому я предлагаю вам пройти в нашу творческую мастерскую, где мы с вами попытаемся создать свое слово о поэте, об А. Блоке. Но это должно быть не простое слово, а слово, которое выразит ваши эмоции и чувства, ваше отношение к тому, о чем мы с вами сегодня говорили. Мы будем писать синквейн.

Напомню, как строятся синквейны:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Работа в группах (слайд 17). 

Ход работы: 1. Составьте как можно больше слов из имени «Александр Блок». 2. Выделите опорное слово. Подчеркните его. 3. Подберите к опорному слову синонимы, антонимы, ассоциации. Запишите с три колонки. 4. Напишите синквейн, используя заранее подготовленный (пункты 1 – 3) материал.

Примерный вариант предварительной работы над словом (слайд 18 — 19).

АЛЕКСАНДР БЛОК

Русь, народ, небо, дом, конь, даль, боль, нектар, долина, сон, тайна, рок, рана, сок, дар, лик, день, лад, красота, радость, кровь и т. д.

Синонимы: родина, Россия, страна, государство, матушка – Русь.

Антонимы: чужбина, чужая сторона, даль и т. д.

Ассоциации: свобода, простор, широта, воля, песня, человек, народ, родные, любовь и т. д.

Чтение учащимися получившихся стихотворных произведений – синквейнов.
VII.
Домашнее задание (творческое). Сочините синквейн о своем имени (слайд 20).

Скачать презентацию