Анализ произведения малого эпического жанра.«Разбудить Человека в человеке» (по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат»)
Назарова Татьяна Германовна
Мурманская обл. г. Оленегорск,
учитель русского языка и литературы
МВСОУ «ОСОШ №3»
Урок литературы в 10 классе. Анализ произведения малого эпического жанра.
«Разбудить Человека в человеке» (по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат»)
«…болит, оттого что я люблю»
Захар Прилепин.
Цели урока:
ü Дать общее представление о творчестве современного писателя Захара Прилепина, показав своеобразие стиля, новизну в изображении психологического состояния человека.
ü Вызвать желание обсудить прочитанное, высказать собственное согласие (несогласие), аргументировав свою точку зрения
ü Развивать умение анализировать текст произведения в единстве формы и содержания
ü Развивать умения сочувствия, сопереживания, в том числе путем проецирования ситуации художественного произведения «на себя»
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, экран, презентация «Жизнь и творчество Захара Прилепина», листы с напечатанными высказываниями З. Прилепина о России, творчестве писателя и о себе (приложение № 1)
Предварительное домашнее задание:
ü Прочитать книгу З Прилепина «Грех», иметь на уроке текст рассказа «Белый квадрат».
ü На основе анализа данных высказываний составить для себя психологический портрет писателя
ü Найти в периодической печати и подготовить сообщения о псевдониме писателя (для группы учащихся)
Ход урока.
Слово учителя:
Представьте себе, что вы никогда не читали произведения Захара Прилепина. Какую характеристику ему как гражданину, писателю, человеку вы могли бы дать, проанализировав данные высказывания?
(Приложение № 1)
Предполагаемые ответы учащихся (далее – просто «ответы учащихся»):
Очевидно, это смелый, независимый человек, любящий свою страну, испытывающий и гордость, и боль за нее, знающий русскую историю и культуру, верящий в великое предназначение России, в коллективный разум.
Скорее всего, он любит писательское «дело», гордится и дорожит «званием» писателя, критически относится к своему творчеству, не страдает графоманией…
Это писатель «с душой, которая болит», способной отзываться на все изменения в мире, верующий (не обязательно в религиозном смысле).
Слово учителя:
В целом, вы правильно составили портрет Захара Прилепина. Вот что пишет о нем Дмитрий Быков, писатель, поэт, публицист, теле- и радиожурналист: «Он остается активно работающим, востребованным и читаемым писателем, умудряется дерзить в глаза президенту, не боится ни черта, ни общественного мнения и не забывает «размножаться», чтобы было, кому строить счастливую настоящую Россию».
Слово учителя:
Послушаем сообщения учащихся об истории псевдонима писателя.
Сообшения учащихся: рассказ о писателе, история псевдонима.
Слово учителя:
«Грех» — это третье большое произведение писателя ( первый роман «Патологии» был о войне, второй – о националбольшевиках), получившее в 2007 году премию имени Юрия Казакова — за лучший рассказ года ( одноименный рассказ «Грех»). Как вы понимаете значение слова «грех»?
Ответы учащихся:
— отступление от общепринятых нравственных норм и ценностей;
— компромисс с собственными принципами, со своей совестью;
— нарушение установленных обществом правил поведения;
Слово учителя:
В «Большом толковом словаре русского языка» (Российская Академия Наук, С. – П.: Норинт, 2003) значения слова «грех» объясняются следующим образом:
1. у верующих – это «нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил»
2. «предосудительный поступок, недостаток»
Слово учителя:
Какие вопросы рождает у вас само заглавие книги «Грех»?
Ответы учащихся: Кто согрешил? Почему? В чем это проявилось?
Слово учителя:
Действительно, «согрешивших» в произведении много: ведь книга — не роман, а скорее, сборник рассказов, объединенных общей идеей. Все герои — «грешники» — это обычные люди, такие же, как мы с вами, живущие, может быть рядом с нами…
Все рассказы книги носят условно автобиографический характер, Почти все они написаны от первого лица, (кроме «Сержант» и «Грех»), почти во всех действует главный персонаж по имени Захар, он же повествователь, и почти все они исполнены бьющей через край жизненной энергии, почти все… Кроме рассказа «Белый квадрат», проанализировать который мы сегодня и попробуем.
Беседа по тексту произведения:
Вопрос учителя:
Образ одного из главных героев рассказа сливается с образом рассказчика. Кроме того, и зовут героя Захаркой (сравните: автор рассказа — Захар Прилепин). Как вы думаете: почему?
Ответы учащихся:
Рассказ от первого лица всегда интереснее, эмоциональнее, «сильнее», рассказчику больше доверяешь и сочувствуешь, так как он был непосредственным участником события, а не просто очевидцем.
Вопрос учителя:
Сколько временных пластов в рассказе? В чем их функциональное назначение?
Ответы учащихся:
В рассказе сосуществуют два временных пласта: настоящее, представленное в разговоре повзрослевшего и уже постаревшего Захара с воображаемым собеседником Санькой, и прошлое, представленное развернутыми и очень яркими воспоминаниями о детстве (к старости детство вспоминается очень ярко и зримо) самого Захара. Если прошлое составляет основную ткань сюжета, то настоящее — это связующая часть композиции, именно она не дает рассказу «рассыпаться», и она же содержит непрямую авторскую оценку происходящего.
Настоящее в рассказе очень коротко, очень емко и весьма трагично. Это разговор автора с воображаемым собеседником, которого давно нет на свете: «он и не приходит никогда», и никто «не знает, где он».
Настоящее в рассказе «отравляет прошлое», не дает воспоминаниям детства быть такими светлыми, чистыми, радостными и яркими, как хотелось бы автору. И все – таки детство остается детством.
Вопрос учителя:
Прочитайте диалог главного героя с воображаемым собеседником «в настоящем». Прокомментируйте его по возможности.
Ответы учащихся:
Учащиеся читают и комментируют.
Вопрос учителя:
В какую игру играли деревенские дети? Сколько примерно лет было главному герою рассказа — Захарке?
Ответы учащихся:
В основе сюжета лежит описание увлекательнейшей и любимейшей игры всей детворы того времени – игры в прятки, когда деревенские ребята, пока водящий считает до ста, должны были спрятаться, а потом, неожиданно выскочив из укрытия «застучаться в белый квадрат, нарисованный на двери сельмага кирпичом».
Захарке было примерно 5 лет, он был самым маленьким.
Вопрос учителя:
Как относятся ребята к Захарке? Почему?
Ответы учащихся:
Главный герой – Захарка – ( а не Захар, таким он остается до конца повествования) был самым маленьким в компании деревенской «пацанвы». С ним особенно не считались, его почти не замечали, оттого ему более ценно уважительное, почти «на равных» отношение к нему Сашки – весельчака и всеобщего любимца.
Вопрос учителя:
Сколько лет было Сашке? Почему Захарка так хотел на него походить?
Ответы учащихся:
Как у большинства деревенских мальчишек, у Захара был свой кумир. Этим кумиром был Сашка.
Он «был необыкновенный», с «солнечным чубом, нежной красоты лицом, всегда готовым вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой». Он не говорил «мерзких пошлостей, не матерился», жал малышам руку по – мужски. Не удивительно, что у местной малышни «сердце прыгало ему навстречу».
Девятилетний Сашка даже не боялся десятилетних хулиганов — близнецов Чебряковых, только он смог «ненатужно и весело» рассмеяться, когда один из братьев полез на дерево и порвал рукав.
Вопрос учителя:
Какой способности Сашки не переставал завидовать Захарка, даже став взрослым?
Ответы учащихся:
Смелости и независимости. Сашка один мог на вопрос: «Че ты смеешься?» легко и открыто заявить: «А ты мне не велишь?». Захарка всю жизнь искал повод, «чтобы так сказать – как Сашка» — «… и не смог найти; а он нашел – в свои девять лет».
Вопрос учителя:
Как Сашка удивлял деревенских ребят?
Ответы учащихся:
Тот не уставал удивлять сверстников своими «способностями», мог каркать, передразнивая ворону; куда он только не прятался… Однажды выскочил из своего убежища верхом на козе, крича «Чур меня, чур!».
В этот раз он тоже хотел всех удивить…
Вопрос учителя:
Честно ли Захарка исполнил свои обязанности «водящего»?
Ответы учащихся:
Да. Он «бродил по кустам, высоко поднимая тонкие ножки, крапива стрекала его, и на лодыжках расцветали крапивьи волдыри, а по спине ползли зернистые мурашки озноба»; он сопел, видя, «как кто – то неспешно слезает с дерева и спокойно удаляется при его приближении домой» – и не решался окликнуть. «Эх, что же вы, ре – бя – та…», — шептал он горько, как будто остался в одиночестве на передовой.
Вопрос учителя:
Почему Сашку не нашли? Зачитайте эпизод возвращения Захарки домой.
Ответы учащихся:
Стечение случайных обстоятельств: «завечерело и похолодало, пацанам расхотелось продолжать игры», «родители Сашки подумали, что он остался у бабушки; бабушка – что он ушел к родителям», «телефона тогда …не было», мама не захотела выслушать сына (возможно, Захарка рассказал бы, что не всех ребят нашел).
Вода в тазике, когда мама моет Захарку, «теплая», а масло на бутерброде «холодное». «Мама, я хочу рассказать тебе про игру». «Сейчас…». «И еще один стакан чая…» «Куда ты, мама? Я хочу рассказать сейчас же…» «Ну вот, ушла. Тогда я буду строить из сахарных кубиков домик»
Вопрос учителя:
Виноват ли Захар в гибели Сашки? Докажите цитатами из текста.
Ответы учащихся:
Скорее всего, Захарка не является прямым виновником гибели Сашки. Стечение случайных обстоятельств, как уже говорили, приводит к трагедии – страшной гибели человека.
Уходя домой последним, проходя мимо сторожа, окурок которого «вспыхивает, будто сердце, последний раз толкающее кровь», Захарка прикладывает руку к белому квадрату (туда, где сидит спрятавшийся в последний раз Сашка) и шепчет: «Чур, меня!»
Вопрос учителя:
Еще раз перечитайте диалог Захарки с Сашкой, заново прокомментируйте его. Становятся ли понятнее реплики героев? Какие именно и почему?
Ответы учащихся:
Сашке «холодно и душно» — это последние ощущения мальчика перед смертью. При упоминании о холодильнике его лицо от крика готово «хряснуть пополам, как тушка замороженной птицы».
В первой же реплике воображаемый собеседник (Санька) говорит герою, что тот постарел, добавляя далее, что, очевидно, герой ищет облегчение в собственных «оправданиях перед жизнью», более того, сам верит собственным оправданиям. И это действительно так, иначе постаревший уже («стареешь особенно быстро, когда начинаешь искать перед жизнью оправдания» ) герой не пришел бы сюда и не ждал бы «отпущения грехов»: « Я не в силах вынести это, раздели со мной».
Но Сашка не может его простить (Сашки просто нет, и прощать некому), поэтому он и не слышит (временами диалог переходит в монолог, реплики повисают в воздухе). Поэтому последние «слова» Сашки: «Нет, Захарка».
Вопрос учителя:
Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, снова приезжает в деревню?
Ответы учащихся:
Даже косвенная причастность к гибели человека, сама мысль о том, что все могло бы быть иначе, если бы не…отравляет жизнь. Самое страшное и обидное, что в прошлом ничего не поправить, не «стереть ластиком и не переписать заново испорченную страницу жизни». С этим надо жить.
Не случайно, приехавший Захар говорит Сашке: «Я вернулся домой, Саш», на что тот отвечает: «Я тебя звал».
Вопрос учителя:
.Почему рассказ называется «Белый квадрат»?
Ответы учащихся:
У замерзшего в холодильнике Сашки «на лице намерзли слезы», был раскрыт «квадратный рот с прокушенным ледяным языком»… Всплывает заглавие рассказа — «Белый квадрат ». Вероятно, это и квадрат, нарисованный белым кирпичом на двери сельмага, и белевшая дверца стоящей рядом морозильной камеры, а еще это белое, холодное, пустое, незаживающее и незарастающее пятно на совести и в душе героя.
Вопрос учителя:
Почему в рассказе несколько временных пластов?
Ответы учащихся:
Сочетание двух временных пластов делает сюжет более трагичным, убедительным, полновесным. Представим на мгновение, что повествование лишилось бы разговора Захара с Санькой, что речь шла бы только о трагическом происшествии во время детской игры. Рассказ потерял бы очень многое. Именно «невозможность » избавиться от чувства вины, получить прощение от «ушедшего в небытие» создает нравственный пафос произведения.
Вопрос учителя:
Попробуйте определить авторскую позицию в рассказе. Согласны ли Вы с ней?
Ответы учащихся:
С этим надо жить. Но жить, пересмотрев свои жизненные ценности, может быть, жить за двоих: за себя и Саньку? Ежеминутно ощущая груз ответственности. Очевидно, в этом и заключается авторская позиция. Каждый должен жить с тем, что он совершил в жизни; у каждого из нас есть свой крест, и его надо пронести до конца достойно, не перекладывая ответственность на окружающих, на случай, на стечение обстоятельств,. Да, нести его надо достойно, даже если тебе очень больно, горько, невыносимо тяжело, только тогда ты достоин звания Человека.
Воспоминания о детстве порождают и радость, и боль в душе героя одновременно. В конечном счете, время не спасает от ответственности. Помнить – значит сохранять верность себе. Измена памяти влечет за собой расплату, ценой которой может стать вся жизнь, и, в первую очередь, ощущение ненужности, отчуждения человека от самого себя.
Мне кажется нравственный пафос произведения в провозглашении единственной и безусловной ценности на свете – это ценности человеческого бытия, человеческой жизни.
Слово учителя:
Таким образом, сразу несколько проблем поднимает Прилепин в рассказе «Белый квадрат»: проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей ценности человеческой жизни в изображении писателя поражают не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким – то внутренним, неведомым человеку законам.
Слово учителя ( под запись):
Отличительные черты прозы Захара Прилепина (как мы с вами увидели):
— проза писателя, принадлежащая по – своему эмоциональному строю веку ХХI, и современна, и по — хорошему старомодна (поскольку в ней поднимаются «вечные» проблемы долга, совести, ответственности); и жизненна, и трагедийна одновременно;
— живость, образность языка, использование разговорных конструкций и просторечной лексики;
— непосредственность повествования и влюбленность в жизнь во всех ее проявлениях;
— главное в рассказах не движение сюжета, а Чувство, ощущение, настроение;
— аморфность, фрагментарность рассказов, это, скорее, жизненные зарисовки;
— безоглядная «детскость, мальчишество» в восприятии мира сочетается с вызовом и протестом против его несовершенства.
Подведем итоги урока:
У многих из нас есть в жизни поступки и проступки, о которых нам неприятно, стыдно, а иногда больно и обидно вспоминать (возможно, их и нельзя «оценить человеческой жизнью»). Но только тот может называться «Человеком», кто берет на себя ответственность за все, совершенное им самим и за все, происходящее рядом с ним, на его глазах. По – моему, именно об этом говорит Захар Прилепин.
Мне кажется, что в наше время очень трудно «достучаться» до современного читателя, пресыщенного «крутыми боевиками, детективами», многочисленными ужасами и убийствами. На мой взгляд, Захар Прилепин справился с вечной писательской задачей: «разбудить в человеке человека». А вы как считаете?
Задание учащимся в конце урока
— если вас тронула история, описанная в рассказе, поставьте себя на место героя произведения, опишите появившиеся при этом мысли и чувства; повествование ведите от первого лица;
— если описанная история оставила вас безучастным, попробуйте объяснить, почему; в этом случае найдите в тексте рассказа примеры перечисленных особенностей прозы З. Прилепина.
Задания учащимся на дом:
Выполните одно из предложенных заданий на выбор:
— прочитайте другие рассказы З. Прилепина из книги «Грех», попытайтесь найти некоторые из перечисленных особенностей повествования;
— найдите в Интернете сведения о жизни и творчестве Захара Прилепина, подготовьте сообщения о писателе к следующему уроку
Приложение № 1
Высказывания З. Прилепина о России:
«На независимых и смелых людей в России в последнее время большой дефицит »
«Есть такая точка зрения, что Россия жива, покуда в ней есть хоть один праведник».
«Я думаю, что нация — это, собственно, не только те сто пятьдесят миллионов, что живут сейчас в России. Нация — это все мы, что тут живут, жили и легли костьми, все разом. Все имеют право на свой голос».
« У меня есть идеалистическая, наивная вера в коллективный разум народа. Это единственное, на что мы можем сегодня опереться…Недаром власть сегодня вынуждена жить в соответствии с запросами общества. И этот патриотический дух нации начинает влиять на власть, вести ее».
«Мне однажды один истово верующий доказывал, что если бы все русские люди встали, скажем, 23 июня 1941−го и разом прочли молитву — то немецкое воинство распалось бы непременно…»
Высказывания о писательском труде:
«Если Вам предложат какие-то преференции — тиражи, гонорары — взамен за какие-то обещания, вы готовы поступиться чем-то?»
«Я уверен, что никакие обещания не заставят меня изменить свое мнение о происходящем. У меня и так есть все, что надо. Вы заставляете меня произнести пошлую фразу — но вы спросили, и я отвечаю: «Что называется, меня не купят »».
«Я не берусь за новый текст, пока не опубликовано то, что уже написано. Жизнь и так (по-хорошему) сложна: нелепо в придачу ко всему иному нести на себе груз непризнания».
«Любой текст, который я прочитал, я могу разложить на составные части, но по большому счету важна сила внутреннего чувства».
«Я считаю, что писать много — это дурной вкус. Книги надо писать тогда, когда их надо писать. Нет никакой необходимости выдавать по роману в год».
Высказывания о себе:
«Есть ощущение, что Господь с нами и что он не оставит нас».
«Я могу вспомнить слова Александра Башлачева: то ли я люблю, оттого что болит, то ли болит, оттого что я люблю».