АХМАТОВА И ЧУКОВСКАЯ. Урок литературы в 11 классе

Воробьев Андрей Борисович,
Республика Татарстан, г. Бугульма,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия № 7

“Литература — это когда читатель столь же талантлив, как и писатель”

 Проект  урока по литературе

«Образ матери в повести Лидии Чуковской

«Софья Петровна» и поэме Анны Ахматовой « Реквием»

Образ матери

в повести Лидии Чуковской «Софья Петровна» и поэме Анны Ахматовой « Реквием»

 Цель урока:  сопоставить образ матери  в повести Лидии Чуковской «Софья Петровна» и поэме Анны Ахматовой « Реквием».

 Сопутствующие цели и задачи урока:

 формирование навыка  поэтического анализа  текста и исследовательской работы над текстом;

развитие  навыка  монологической и диалогической речи;

расширение знаний об эпохе тоталитаризма, творческой истории  произведений, духовном облике Ахматовой и Чуковской, о контекстных связях их творчества.

 Тип  урока: лекция с элементами семинара.

Оборудование урока:

—  образ Богоматери у распятого Христа;

— портреты  Ахматовой и Чуковской;

— выставка иллюстраций к повести Лидии Чуковской «Софья Петровна» и поэме Анны Ахматовой « Реквием»;

— возможно использование презентации и музыкальное сопровождение монологов или чтения отрывков из произведений.

Эпиграф

                     Любовь долготерпит… всему верит,
всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает… Библия.

Вступительное слово учителя.

Мама…  Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе. Многие писатели и поэты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.

 Наш урок посвящен сравнению образов матери в двух произведениях: повести Л.Чуковской “Софья Петровна” и поэме А.Ахматовой “Реквием”. Почему именно эти произведения? Во-первых, эти произведения созданы в одно время — 30-40 годы XX века. Во-вторых, их авторы – женщины, матери, пережившие ужас  сталинского террора. Ахматова плакала, когда Чуковская читала ей «Софью Петровну». А  «Реквием» самой  Анны Андреевны стал поэтическим приговором эпохе расправы над человеком и всем человеческим.

Ахматова и Чуковская – современницы и два великих символа мужественной женщины 20 века. Духовное противостояние тоталитаризму – их общая позиция. Судьбы Ахматовой  и Чуковской переплетены и  отчасти выражают путь всей русской интеллигенции 20 века.

 О том,  как проходили их  встречи, о том, как делили горе эти две незаурядные женщины, можно узнать  из «Записок об А.Ахматовой» Лидии Чуковской. 

 Послушайте….

(Чтение отрывка  «Записок об Анне Ахматовой», музыкальное сопровождение)

«4 февраля 1940 год».

«Сегодня у меня большой день. Я читала Анне Андреевне свои исторические изыскания о Михайлове: «повесть о М. Михайлове была мною задумана в 37-ом году. Толчком для этого замысла послужила заметка Герцена под названием «Убили» – о гибели поэта по каторге.

Я начала собирать материал. Но о Михайлове я так и не написала, а написала «Софью Петровну» – повесть о 1937 годе …»в прямую» о нем и идет речь.

Я читала дома и, читая, все время чувствовала стыд за плохость своей прозы. Читать – ей! Зачем я это затеяла? Но податься уже некуда, я читала.

Первую половину, мне кажется, она слушала со скукой. Я сделала перерыв, мы попили чайку. Вторую половину она слушала внимательно, не отрываясь, и как мне казалось, с большим вниманием. В одном месте, мне кажется, она даже отерла слезы, но я не была в этом уверена, я читала, не поднимая глаз. Всё это длилось вечность, длинная, оказывается, история! Когда я кончила, она сказала: «Это очень хорошо, каждое слово, – правда».

В половине третьего ночи я отправилась её провожать. Путешествие на этот раз было трудным, словно по кругам ада». Я проводила её до дверей комнаты.

Спасибо, что вы терпели, вы все выслушали, —  сказала я ей на прощанье….»

Как вы думаете, что ответила ей Ахматова?

( Слушаем  ответы  учеников.   Удивительно, но  практически всегда дети «угадывают» то,  что Ахматова плакала и поделилась этим  со своей подругой…)

Почему?

( Свободное обсуждение.)

Продолжение лекции.

Л. К. Чуковская – человек, осознававший свою неразрывную связь с культурой, традициями русской литературы. Для нее процесс созидания, хранения, сбережения памяти – это один из важных путей спасения через преодоление временного; желание запечатлеть свою боль, разделив ее со всеми, осознавая свою боль как всечеловеческую.

 Проведя в страшные годы «ежовщины» семнадцать месяцев в тюремных очередях, А. А. Ахматова создает мемориал всем жертвам сталинской тирании ‑ поэму «Реквием», запечатлевая черты времени со всей его чудовищной жестокостью, преображая неизбывные страдания в художественном слове.

Их героини  — это в  определенной мере психологическая калька их самих в минуты испытаний. И в героине «Реквиема» и в Софье Петровне немало от автора. Для Анны Ахматовой  прочитанное Лидией Чуковской до боли знакомое, до слез в глазах, до удушающего комка в горле…. Поэтому она, как никто другой в тот момент, понимала Чуковскую…

 Назовите факты из жизни Ахматовой и Чуковской, сближающие их самих и прочитанные произведения.

(Ответы учащихся)

Итак, перед нами произведения двух разных авторов. Произведения написаны в 30-40 годы XX века и рассказывают о страшной трагедии не только отдельного человека, но и всего народа. И все же почему в центре внимания и Чуковской, и Ахматовой —  судьба матери, потерявшей сына?

Слово предоставляется докладчику.

  ( Доклад по индивидуальному заданию)

Выступление ученицы.

Лидия Корнеевна писала: «В качестве главной героини я избрала не сестру, не жену, не возлюбленную, не друга, а символ преданности – мать. Моя Софья Петровна теряет единственного сына. В нарочито искаженной действительности все чувства искажены, даже материнское, ‑ вот моя мысль…»

Страшным ударом становится для Софьи Петровны сообщение Алика об аресте Коли. Ради сына мать готова сейчас же бежать куда-нибудь и разъяснять это чудовищное недоразумение. Она готова сию же минуту ехать в Свердловск и поднять на ноги адвокатов, судей, прокуроров, следователей. Она надеется, что произошла ошибка, что скоро всё выяснится, что Колю отпустят и он постучит в дверь квартиры, но этого не происходит. Мать проходит по кругам ада.

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках.

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною, ослепшею стеною, —

Эти строки из «Реквиема» А.Ахматовой как нельзя лучше характеризуют психологическое состояние Софьи Петровны, которая постепенно начинает осознавать глубину трагизма происходящих событий. Она стоит в тюремных очередях, пытается попасть на прием к следователю, узнает, что сын находится в тюрьме и ему предъявлено обвинение, затем ей становится известно, что сына куда-то отправили. Лишь потом она понимает, что значит формулировка «десять  лет дальних лагерей». Читая эту повесть, я почувствовала ужас происходящего: мать, великолепно зная своего сына, начинает сомневаться в его невиновности. В отчет на слова Алика «о каком-то колоссальном вредительстве» она отвечает: «Но ведь Коля сознался…» Я считаю, что главной причиной такого поведения матери является слепое доверие тем, кто управляет государством, наивная вера в то, что эти люди руководствуются только нравственными законами. Не случайно Л. Чуковская говорила, что повесть написана о слепоте общества. В конце повести мы видим другую мать, прозревшую, осознавшую, что её никогда не доказать невиновность сына, следовательно, матери незачем жить. Мы становимся свидетелями последней сцены: мать читает письмо сына со словами страшной правды. Мы понимаем, что за нравственной гибелью последует физическая смерть матери…

 Вопрос к аудитории:

 Как автору удается раскрыть «чудовищную»  перемену в Софье Петровне?

 С помощью противопоставления…  Сравните 2 портрета героини: в начале повести и через год после ареста сына  (работа с группами)

 1 группа

В начале повести  это  бодрая, живая женщина, которая нравится себе и чувствует свою значительность: «Распределять работу, подсчитывать страницы и строчки, скалывать листы ‑ все это нравилось Софье Петровне… Она стала завивать свои рано поседевшие волосы и во время мытья добавляла в воду немного синьки, чтобы они не желтели. В черном простом халатике ‑ но зато в воротничке из старых настоящих кружев, с остро очиненным карандашом в верхнем кармане, она чувствовала себя деловитой, солидной и в то же время изящной. Машинистки побаивались ее и за глаза называли «классной дамой».

 2 группа

Пройдет только полгода, и уже ничто не напомнит нам прежнюю Софью Петровну. «…Она не встала с постели. Ей больше незачем было вставать. Не хотелось одеваться, натягивать чулки, спускать ноги с кровати. Беспорядок в комнате, пыль не раздражали ее… Изредка она откидывала одеяло и простыню и смотрела на свои ноги: огромные, отекшие, как водой налитые».

 Вывод.

Софья Петровна в начале повести и в конце ‑ это два человека, которые не узнали бы друг друга, окажись они рядом, лицом к лицу. Через год после ареста сына «из зеркала смотрела на нее сморщенная старуха с зелено-серыми седыми волосами».

Почему это произошло?

Учитель:

 Героиня раздавлена государственной машиной произвола и беспредельной жестокости. В мире лжи она теряет чувство реальности и начинает не только разрушаться физически, но и сходить с ума.  Но что страшнее: ее физическое или духовное «перевоплощение»? Безрассудство сломленной женщины показано в эпизоде сожжения письма.  Здесь пафос разоблачения государственного преступления против человека достигает особого накала : «Софья Петровна бросила огонь на пол и растоптала ногой».

«Бросила» и «растоптала»… Как невероятны эти слова… И как точны….  «Софья Петровна подожгла и бросила на пол письмо ‑  то самое письмо сына из заключения, которое она ждала ежедневно, круглосуточно год и два месяца неостывающим ожиданием, живя только ради этого ожидания. Но растоптала она не просто подожженное письмо ‑ она растоптала именно огонь ‑ огонь собственной души, огонь жизни, огонь надежды. Софья Петровна бесконечно верила в силу разума и логики, в справедливость происходившего вокруг. Но угасает вера, мертвеет и гаснет душа ‑ как растоптанный огонь» (Л. Маллер).

 А как еще можно оценить поступок Софьи Петровны?

(Обсуждение с учащимися)

 Предложить одну из  интерпретаций:

« … сжечь-то Колино письмо для матери равносильно самосожжению. Отречению от сына и от себя самой. Отказу от последней надежды. Безгранично горе матери, отдавшей сына войне. Безутешно горе матери, потерявшей сына из-за тяжелой болезни, стихийного бедствия. Погибни Николай на войне, от обвала в горах, сердечного приступа ‑ Софье Петровне было бы легче…» (М. Кораллов)

Есть ли какое- либо символическое значение этого эпизода?

Варианты интерпретации:

 Образ огня  – образ света… Этот эпизод символизирует погасший разум доведенной до такого состояния женщины,  падение во тьму…

Слово предоставляется докладчику.

  ( Доклад по индивидуальному заданию)

   «Это был обряд: рука, спички, пепельница – обряд прекрасный и горестный», — автором этих слов является Лидия Гинзбург, и относятся эти слова уже не к Софье Петровне, героине повести Л.Чуковской, а к совершенно другой, реальной женщине – А.А.Ахматовой, которая с 1934-1940 гг. работала над поэмой «Реквием», в которой звучит горький плач матери.  Лидия Гинзбург вспоминала, что после ареста сына, Льва Гумилева, А.А. Ахматова «жила как завороженная застенком», читая шепотом стихи из «Реквиема». Она просила запомнить их, а клочок бумаги, на котором они были записаны, тут же сжигала, так как сама ожидала ареста. Работа над поэмой была закончена только в 1962 году. Кажущаяся не цельность объясняется не только разорванным во времени написанием, но и многообразием ритмов, в художественных целях использованных Ахматовой. Но тема поэмы одна – судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочасовых очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима. В «Посвящении» к поэме Россия предстает длинной очередью перед «каторжными норами» тюрем с их постылым скрежетом ключей и тяжелыми шагами охранников:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Лирическая героиня «Реквием» очень необычна, она имеет три лика, выступает в трех образах, которые перетекают друг друга, а каждая из ролей автора мотивирует отдельную сюжетную линию. А теперь обратимся к сюжету. Каковы же его особенности? Н.Л. Лейдерман в работе «Бремя и величие скорби» говорит, что в «Реквием» не один, а три сюжетных пласта, они как бы лежат друг на друге, и каждый последний просвечивает сквозь предыдущий. Первый Сюжет – это сюжет ареста и осуждения сына. Здесь всё сверхреально: арест – тюрьма – приговор. «Уводили тебя на рассвете», 17 месяцев кричу…», «Я увидела верх шапки голубой»… Второй сюжет – это сюжет  материнского плача, и он строится в соответствии с традициями обрядовой поэзии. А. Ахматова не пропускает ни одной фазы похоронного обряда…

«Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад»;

 Как плач при выносе:  

«Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе…»;

 Как плач при опускании гроба:

 «И упало каменное слово

На мою ещё живую грудь…»,

 Как поминальный плач:

 «Опять поминальный приблизился час».

Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего: «За тобой, как на выносе, шла» …. Сравнения:  плакали дети, свеча, холод иконки, пот на челе… Материнское горе выражается при помощи образа воя, плача и при помощи образа слезы. Появляется образ- действие :»под кремлевскими  стенами выть». Эти слова рождают исторические ассоциации – вспоминается картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». С конца 20-х и до конца 30-х  годов Сталину льстило сравнение его тоталитарного правления со временами Петра Великого. Жесточайшее подавление стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. В 1935 году она поехала в Москву, чтобы передать письмо Сталину. Для этого нужно было прийти к десяти часам утра к кремлевской стене.

Между  поэмой «Реквием» и устным  народным творчеством  существуют близость. Но в  фольклоре образ слезы «горючей», а у Ахматовой – «горячей слезой новогодний лед прожигать». «Горячая» слеза Ахматовой не столько горькая, оплакивающая, сколько способная растопить все преграды, обжечь жаром сердца, ощущением сиюминутного горя.

Существует ещё один сюжет «Реквиема» – это сюжет болезни матери. Цепь плачей  матери превратилась под пером Ахматовой в изощренный психологический сюжет –  в исповедь – самоанализ душевного состояния матери, проходящей по всем кругам адских мук утраты своего сына.

Особенности сюжета:

 сюжет об аресте и осуждении сына,

 сюжет о материнской скорби,

 сюжет о болезни матери как «соумирании».

(Обсуждение с учащимися основных тезисов выступление докладчика.)

 Выступление учителя.

 «Реквием»  Ахматовой возвращает нас к библейской истории Девы  Марии и Христа, истории верности, преданности, веры, мужества, подвига, истории материнства как призвания, истории настоящей любви. Прямое обращение к евангельской проблематике – является кульминацией. Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страданий матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии; страдания сына с муками Христа, распятого на кресте.

В первом четверостишии в центре внимания «треугольник» – «Святое семейство»: Бог-отец, Богоматерь и Сын Человеческий. Во втором четверостишии появляется другой «треугольник»: Возлюбленная, любимый (окаменевший Петр («камень»)) ученик и любящая мать:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Горе возлюбленной экспрессивно, наглядно – это истерика неутешного горя женщины, горя мужчины – интеллектуала статично, молчаливо. Что же касается горя матери, то о нем вообще ничего невозможно сказать. Масштабы её страданий несопоставимы ни с женским, ни с мужским. Это беспредельное и невыразимое горе, её утрата невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын-Бог, единственный на все времена спаситель.

 «Распятие в «Реквиеме» – вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

 Вывод:

В центре внимания и Чуковской, и Ахматовой женская судьба матери, потерявшей сына. Я думаю, это не случайно: именно женщина чутко реагирует на происходящие вокруг изменения. А между матерью и сыном существует ещё более тесная связь, разрыв которой причиняет страшную боль и ребенку, и матери. И Чуковская, и Ахматова показывают, как по вине чудовищных обстоятельств нарушается естественный ход жизни: сын оказывается под угрозой смерти раньше матери, а мать становится почти свидетелем страданий и гибели сына, её кровиночки. После этого мать не может жить в мире, в котором нет сына, поэтому и героиня повести, и героиня поэмы обречены на смерть физическую, которая последует вскоре вслед за моральной гибелью. Авторы не рисуют картину смерти матери, но, привлекая наше внимание к художественным деталям, дают нам возможность понять глубину потрясения, переживаемого героинями.

 Домашнее задание:

Напишите письмо героине повести Чуковской “Софья Петровна”….(« Я защищаю…»)

Напишите «обвинительный приговор» тоталитарному режиму, привлекая материалы  этих произведений… ( « Я обвиняю…»)

Напишите читательский дневник воспоминаний по мотивам этих произведений
(« Я помню…» )