Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека

Минакова Татьяна Валериевна,
Калужская область, г. Козельск,
учитель русского языка, литературы, МХК
МКОУ СОШ №3

 

  1. Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека.

Я считаю, что успешное обучение русскому языку в единстве всех его компонентов. Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках литературы и словесности, где приобретенные школьниками знания находят практическое применение.

В качестве примера  бы хотела остановиться на том, как можно подойти к проблеме обучения школьников описанию внешности человека.

Мне представляется это именно проблемой, так как приходится сталкиваться с поразительным неумением описывать внешность, причем не только детьми, но и взрослыми, несмотря на то, что это не новый аспект в развитии связной речи.

Работу по обучению описания внешности можно построить следующим образом:

I этап — свободный диктант по картине

II этап — изложение — портрет

III этап – сочинение — описание картины (портрета)

IV этап – сочинение — описание внешности по личным впечатлениям

V этап — сочинение сравнительного характера по картине

VI этап — сравнительная характеристика литературных героев

VII этап — сравнительная характеристика по личным впечатлениям.

I этап. Свободный диктант.

Свободный диктант — это письменное упражнение, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики свободно воспроизводят прочитанное. При этом обучение орфографии осуществляется в тесной связи с развитием речи. Запомнить содержание помогает картина. Она сохраняет перед глазами учащихся образы, адекватные словесному описанию. Тексты свободных диктантов являются прекрасным средством для выработки учащихся навыков создания собственных текстов на основе картины, дают образцы для будущих сочинений. В процессе чтения и анализа картины  учитель обращает внимание на использование разнообразных средств языка для выражения той или иной мысли, предлагает найти в тексте точные, выразительные слова для передачи содержания  живописного полотна, показывает использование того или иного слова. И ученики наверняка воспроизведут эти выражения и слова в своем тексте.

План работы над свободным диктантом может быть следующим:

1)  вступительное слово учителя

2) молчаливое   рассматривание   картины   учащимися,   самостоятельное зрительное восприятие

3)  краткая   беседа  с   целью   выяснения   эстетического   впечатления   от картины

4) чтение текста свободного диктанта

5) анализ содержания картины и текста

6) речевая подготовка и языковой анализ текста

7) орфографическая и пунктуационная подготовка

8) подбор заголовка, разбивка текста на части, составление плана.

9) чтение и запись диктанта по абзацам.

Примеры вариантов картин и текстов для свободных диктантов:

5 класс: картина А.А. Пластова «Летом» — текст по В.А.Дедюхину. (Большинство учителей проводят по рекомендации учебника по этой картине сразу сочинение. Но это первая картина, с которой встречаются пятиклассники в новом учебном году. А на примере свободного диктанта мы покажем образец такого сочинения.)

6  класс:  картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» — текст по Андреевой, Антоновой, Дмитриевой.

7 класс:    картина В.А. Серова «Девочка с персиками» — текст по Андреевой, Антоновой,   Дмитриевой; картина   Гаврилова   «Дмитрий   Федорович   с приёмным сыном» — текст по Гаврилову.

II этап. Изложение — художественное описание внешности.

Подобный вид работы может начинаться с мини версий. Мини изложение, реализующие на практике принцип взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации, содействуют  интеллектуальному развитию школьников, пробуждают стремление к творческому выражению своей индивидуальности в языке. Учащиеся пишут их на уроках русского языка с использованием материалов по изучаемой теме. Подробные изложения пишутся с учётом программы по литературе, например:

В   5   классе   можно провести изложение   повествовательного   характера   с   элементами описания внешности по произведениям:

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

И.С. Тургенев «Муму», «Записки охотника» и т.п.

В 6 классе более подробные портреты по произведениям:

А.С. Пушкин «Дубровский», «Станционный смотритель»

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» и т.п.

В 7 классе собственно подробные изложения  —   описание внешности по произведениям:

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Л.Н. Толстой «Детство»

М.Горький «Детство»

А.И. Куприн «Тапер» и т. п.

III этап. Сочинение — описание   картины.

Присутствие картины на уроке обязывает многому. Сначала мы должны найти пути художественного развития школьников, освоить приемы работы с произведением искусства, ведь мы должны раскрыть значимость художественного произведения, оценить его идейное и нравственное содержание, художественные достоинства; побуждать учеников следовать определенным нравственным идеалам. Нужно искать возможности показать детям в произведении искусства, как в зеркале, их самих, способных любить, сочувствовать, сострадать.

Для подобных уроков можно подобрать серии картин, чтобы формировать у учащихся более цельное представление о мире живописи.

Например, на урок знакомства с жанром портрета представим разнообразные репродукции: от иконы до современных полотен. История предстает в лицах, и каждый портрет приоткрывает дверь в прошлое, которому не суждено возвратиться, а это – события, судьбы, трагедии и счастливые минуты жизни незнакомых нам людей, которые в конце урока становятся ближе и понятнее.

Приёмы   ведения   беседы   на   уроке подготовки к сочинению данного вида могут быть такими:

1  этап — ознакомительный  (восприятие внешнего, конкретно-предметного  слоя картины, выяснение темы, сюжета, характера, настроения, состояния изображенных людей. Дается информация о художнике, история создания художественного произведения).

2  этап — познавательный (вопросы к интеллекту – разговор о композиции, колорите, светотени, линиях рисунка; выдвижение ключевого вопроса, интегрирующего частное и общее. Чтобы анализ частного (конкретных изобразительно-выразительных средств) не увел от общего, не разрушил целостности восприятия, мы в вопросе объединим формальное и содержательное значение, например:

5 класс. В.М. Васнецов «Алёнушка»: гармония и красота в отношении природы и человека.

7 класс. В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»: возможность определить судьбу и характер правителя по его портрету.

3  этап — развитие ассоциативного мышления, способности человека приобщиться к эмоциональной жизни другого/

4 этап — развитие творческих способностей учащихся.

Кроме обычного сочинения – описания картины можно использовать и другие жанры, например:

Сочинение — зарисовка (набросок) — небольшой текст, дающий информацию о какой-либо отдельной детали или признаке, раскрывающий собственную мысль по поводу увиденного, например:

5 класс. «Глаза Алёнушки» (по картине Васнецова «Алёнушка»)

Сочинение – миниатюра  —  немногословный   анализ,   имеющий   признаки завершённого текста, например:

5 класс. «Снегурочке страшно» (по картине  В.М. Васнецова «Снегурочка»)

6 класс. «Надо сделать выбор» (по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье»)

7 класс. «О красоте» (по «Портрету Веры Мамонтовой) В.М. Васнецова.

   Примерный план подготовки к сочинению-описанию внешности:

1. Урок внеклассного чтения.

Идейно-содержательный   анализ   рассказа   А.И.   Куприна   «Тапер»   с элементами лингвистического анализа текста.

Знания:

— тема, микротема, главная мысль,

—  сюжет, внесюжетные элементы,

—  подчинённость всех частей темы и главной мысли,

— композиционно-содержательные    особенности    внесюжетного элемента описания внешности, его роль в раскрытии замысла автора.

2. Урок обучающего изложения.

Подробное изложение текста — описания внешности по рассказу А.И. Куприна «Тапер» («Композитор А.Рубинштейн»).

Скачать полностью работу