«Войной оборванные строки».
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне
Велит,
Жизнь моя песней звенела
В народе,
Смерть моя песней борьбы зазвучит.
О.М. Джалиль
Литературный вечер посвящен замечательному человеку, поэту, композитору, узнику Маобитской тюрьмы, Герою Советского Союза, М. Джалилю.
Прошло больше века с тех пор, когда на Волховском фронте в разгар Великой отечественной войны без вести пропал сотрудник армейской газеты «Отвага» татарский поэт. – Муса Джалиль. То было суровое время беспощадной борьбы с германским фашизмом, когда герои нередко пропадали без вести, и их подвиги оставались неизвестными. Судьбу безвестных героев разделил поэт-фронтовик Муса Джалиль. Долгие годы Джалиль оставался солдатом, пропавшим без вести. Может быть, он так бы и остался безымянным героем, неизвестным остался бы его подвиг, если бы не друзья поэта, не его товарищи по перу и оружию. Терпеливо, по крохам, восстанавливали они затерянные в войне страницы фронтовой героической биографии поэта. Постепенно этот поиск сделался интернациональным, в него включались все новые и новые люди. Благодаря поискам этих людей мы и узнали о подвиге замечательного человека, поэта и солдата Мусы Джалиля.
Главная роль в его формировании сыграли события, развернувшиеся на его родине, в Оренбурге, в 1917-1989 гг. Для будущего поэта они стали непосредственной школой жизни гражданского опыта. Захваченный могучим потоком народного движения, Джалиль еще подростком становится в его ряды. Весной 1919 года он вступает в ряды комсомола. В сентябре того же года он приносит в редакцию одной из газет свои стихи, и газета помещает стихотворение «Счастье», за подписью «Маленький Д». Муса Джалиль сколачивает сельскую детвору и создает детскую организацию «Красный цветок», включающую более 40 человек. Эта организация имела свою библиотеку, выпускала рукописные журналы, ставила спектакли, сочиненные самим Джалилем. В 1920 году он становится секретарем комсомольской организации и членом волостного комитета комсомола. Когда в губернии подняли голову кулаки, Муса в составе одного из отрядов участвует в ликвидации кулацких банд.
Все это время он не переставал писать. Новый поэт утверждает величие и счастье борьбы за правое дело. Стихотворение «Счастье».
Это первые, увидевшие свет строки Джалиля, как бы предсказали пафос всей его жизни и поэзии.
В 1921 году обрушился на Поволжье голод, жизнь Джалиля из установившейся было колеи: Муса с котомкой за плечами ушел из села в Оренбург, в семье и без него хватало ртов. Он надеялся встретить в городе своих старых друзей, но никого не смог отыскать. Пятнадцатилетний Муса оказался на улице, среди беспризорных. Джалилю в это время помогли редакция «Кзыл Юндуз» и Пубком комсомола, устроившие его сначала в Оренбургскую военно-политехническую школу, а затем в общеобразовательное училище. Здесь вновь Муса возвращается к поэзии.
Осенью 1922 года влекомый углубившимися литературными интересами, Джалиль приехал в Казань. Он находит работу в газете «Татарстан», входит в писательскую среду, начинает печататься в казанских газетах и журналах.
Стихотворение «От сердца».
С середины 20-х годов поэт обращается к конкретной действительности, к изображению ее реальных героев и событий. Он без колебаний принимает адресованный писателям лозунг стать лицом к жизни, «найти поэзию в буднях строительства». В его поэзию входит современность: послеоктябрьская татарская деревня, заводские будни с их «симфонией рабочего дня», облик молодых строителей новой жизни. Гражданская война и революционное движение рабочих посвящен целый цикл стихотворений 1923-1925 гг. И лучшая из его ранних поэм «Больной комсомолец». Умирающий на больничной койке комсомолец счастлив, ибо в завоеванной свободе есть и его доля. А о себе поэт пишет:
Комсомол меня сделал поэтом,
И я
Каждой песней отчитываюсь перед страной,
Эти песни, как лозунги, военный пароль.
Как путевка, которая вечно со мной.
Произведения Джалиля о революционном движении и о гражданской войне в основном и составляют первый сборник его стихов «Идем», вышедший в Казани в 1925 году.
В этом же году оканчивает рабфак и возвращается в Оренбургскую губернию. Секретарь комсомольской ячейки, инструктор, член губкома – таков быстрый путь роста Джалиля как молодого вожака. В 1927 году он был избран делегатом на Всероссийскую конференцию и затем выдвинут в бюро татарско-башкирской секции. Переезжает в Москву. Здесь он поступает на литературный факультет МГУ и заканчивает его в 1931 году. Учебу поэт совмещает с работой. В 1929 году выходит его второй сборник стихотворений «Товарищу». В 1929 году 9 марта его принимают в партию.
Работая на руководящих должностях, он постоянно выезжает в различные районы страны. Окунается в будни строек страны, в повседневную страду на селе – это давало жизненный материал для творчества. Живя одной жизнью, общими стремлениями со своими сверстниками, он отразил в стихах и поэмах их боевое прошлое и трудовое настоящее, воспел юность, дружбу и любовь.
Характер поколения в изображении поэта – это, прежде всего, характер героизма.
Стихотворение «Комсомольцам».
Жажда подвига и борьбы всегда сопряжена у Мусы и его героев с несокрушимой верой в свои силы, в способности человека преодолеть любые преграды и совершить любые дела.
Стихотворение «К полюсу».
Навстречу испытаниям военных лет Муса шел во всеоружии и как возмужавший художник, и как непоколебимый патриот.
Мастер песни
С винтовкой пойдет
Лучшим снайпером
В будущий бой.
Этим словам суждено было скоро сбыться. Книга «Не пропавший без вести» — Корольков Юрий Издательство писывали, запоминали строку за строкой.
Вот и все, что мы хотели рассказать Вам о солдате, поэте. За ратный подвиг, за мужество и отвагу, проявленные в фашистском застенке М. Гушерову Джалилю Присвоено звание героя Советского Союза. А сейчас стихотворения, малая крупица творчества поэта. «Прости Родина», «Любимой», «Осужденный», «Воля», «Варварство», «След».
Таких, как Муса, было много. Свыше 1000 литераторов ушли в действующую армию, чтобы сражаться в строю или работать во фронтовой печати. Творческий подвиг стал неотделим от ратного. Героическая судьба Мусы не единична. В Каунасском форте был расстрелян гитлеровцами литовский поэт В. Монтвилла. В фашистских застенках погиб эстонский публицист и драматург Э. Таммараин. Предупреждая товарищей о засаде, принял на себя вражеский залп А.П. Гайдар. В 1942 году погибли замечательные поэты: Павел Коган, Ник Майоров. В 1944 году погиб Георгий Суворов. Звучат стихотворения поэтов, не вернувшихся с войны. Это лишь малая часть скорбного списка тех, кто не вернулся с поля боя. Это о них написал А.Т.Твардовский:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
М.Джалиль
Осужденный.
Приговор сегодня объявили:
К смертной казни он приговорен.
Только слезы, что в груди кипели,
Все иссякли… И не плачет он.
Тихо в камере… С ночного неба
Полная луна глядит, грустя.
А бедняга думает, что будет
Сиротой расти его дитя.
След.
Пламя жадно полыхает.
Сожжено дотла село.
Детский трупик у дороги
Черным пеплом занесло.
И солдат глядит, и скупо
Катится его слеза,
Поднял девочку, целует
Не смотрящие глаза.
Вот он выпрямился тихо,
Тронул орден на груди,
Стиснул зубы: — Ладно, сволочь!
Все припомним, погоди!
И по следу крови детской,
Сквозь туманы и снега
Он уносит гнев народа,
Он спешит догнать врага.
1942.
Прости, Родина!
Прости меня, твоего рядового,
Самую малость часть твою.
Прости за то, что я не умер.
Смертью солдата в жарком бою.
Кто посмеет сказать, что я тебя предал?
Кто хоть в чем-нибудь бросит упрек?
Волхов – свидетель: я не струсил,
Пылинку жизни моей не берег.
В содрогавшемся под бомбами,
Обреченном на гибель кольце,
Видя раны и смерть товарищей,
Я не изменился в лице.
Слезинки не выронил, понимая:
Дороги отрезаны. Слышал я:
Беспощадная смерть считала
Секунды моего бытия.
Я не ждал ни спасенья, ни чуда.
К смерти взывал: — Приди! Добей!.. –
Просил: — Избавь от жестокого рабства! –
Молил медлительную: — Скорей!..
Не я ли писал спутнику жизни:
«Не беспокойся, — писал, — жена.
Последняя капля крови капнет –
На клятве моей не будет пятна».
Не я ли стихом присягал и клялся,
Идя на кровавую войну:
«Смерть улыбку мою увидит,
Когда последним дыханием вздохну».
О том, что твоя любовь, подруга,
Смертный огонь гасила во мне,
Что родину и тебя люблю я,
Кровью моей напишу на земле.
Воля.
И в час, когда мне сон глаза смыкает,
И в час, когда зовет меня восход,
Мне кажется, чего-то не хватает,
Чего-то остро мне недостает.
Есть руки, ноги – все как будто цело,
Есть у меня и тело, и душа.
И только нет свободы! Вот в чем дело!
Мне тяжко жить, неволею дыша!
Когда в темнице речь твоя немеет,
Нет в жизни тела – отняли его,
Какое там значение имеет
Небытие твое иль бытие?
Что мне с того, что не без ного я вроде:
Они – что есть, что нету у меня,
Ведь не ступить мне шагу на свободе,
Раскованными песнями звеня.
Я вырос без родителей. И все же
Не чувствовал себя я сиротой.
Но то, что было для меня дороже,
Я потерял: отчизну, край родной!
В стране врагов, я раб тут, я невольник,
Без родины, без воли – сирота,
Но для врагов я все равно — крамольник,
И жизнь моя в бетоне заперта.
Моя свобода, воля золотая,
Ты птицей улетела навсегда.
Взяла б меня с собою, улетая,
Зачем я сразу не погиб тогда?
Не передать, не высказать всей боли,
Свобода невозвратная моя.
Я разве знал на воле цену воле!
Узнал в неволе цену воли я!
Но коль судьба разрушит эти своды
И здесь найдет еще меня в живых, —
Святой борьбе за волю, за свободу
Я посвящу остаток дней своих.
Июль, 1942г.