Народные промыслы. Жостовский букет.
Отчего люди так любят цветы? Ответ вроде бы напрашивается сам собой: они красивые. Так. Но если дело только в этом, естественно предположить, что самые красивые из цветов будут и самыми любимыми. А ведь это не так, далеко не всегда так. Во всяком случае, еще неизвестно, чему мы радуемся больше – царственно прекрасной розе, принесенной домой из магазина, или скромному одуванчику, невесть как пробившемуся на свет белый в трещине асфальта. Видно, дело не в одной внешней красоте. А в чем же? Вспомним: нетерпеливее всего ждем мы появления самых первых весенних цветов. Еще холодно, в лесу еще снег, а подснежники уже подняли к солнцу голубые свои лица. Верный знак: зиме конец! Не сегодня-завтра зазеленеет молодая трава, проклюнутся свежие листочки – и вот уже когда настанет настоящее время цветов! Запестреют в лугах полевые, закивают гордыми головами садовые. Сменяя друг друга, до самой осени будут радовать они глаз. А потом бросят в землю семена, пожелтеют, съёжатся и – уйдут под снег.
Но каждой весной цветы расцветают снова! Разговор такой мы завели не случайно. Образ цветка всегда был одним из самых распространенных в народном искусстве. Исстари народные мастера украшали нарядной цветочной росписью самые разные предметы нехитрого, но крепко сложенного деревенского быта. Расписывая долгими зимними вечерами туесок или прялку, сани или колыбель, крестьянин-художник как бы вел рассказ о своем житье — бытье, неразрывно связанном с жизнью природы, о всегдашних своих надеждах на будущий богатый урожай.
Но наш рассказ не только о памятниках народного творчества, созданных безымянными художниками прошлых веков. Он о промысле, который активно живет и развивается и сегодня. Рожденный в гуще народной жизни, образ цветка, глубокий и много мысленный, не состарился с веками. И в наши дни народные мастера часто обращаются к нему.
Поэтами цветочной росписи можно назвать художников из подмосковной деревни Жостово.
Жостовский поднос знают сегодня все. Он пользуется огромным спросом далеко за рубежами нашей Родины. Конечно, свою роль играет интерес к огромной стране, все еще остающейся для многих на Западе загадкой. Но главная причина популярности изделий жостовских мастеров все же их высокие художественные качества.
Приглядитесь. Букет, украшающий поднос, великолепно вписан в форму предмета. Он прост и выразителен. Красные цветочные силуэты делают его плотным, а сквозящий в разрывах фон – чаще всего черный – ажурным, почти прозрачным. Соотношение больших и малых цветов найдено всегда очень точно. А ритм цветовых пятен, главных линий букета буквально завораживает зрителя!
Но главное – сами цветы. Они очень похожи на настоящие и в то же время – несомненно сказочные. Полиграфия, как правило, не дает полного представления о росписи. Но тот, кто видел жостовские подносы наяву, наверняка заметили: цветы на них словно бы светятся изнутри, нежно озаряя сгустившуюся вокруг «ночь» фона. И даже, чудится, наши лица. Вот так же, наверное, светился в глубине Муромских лесов Аленький цветочек.
Как же слагается эта сказочная история?
Наблюдать за работой жостовского мастера и интересно, и поучительно. В руке у него мягонькая беличья кисточка. Краски же на палитре щедро разведены льняным маслом: мазок должен быть «долгим». Но и не вялым – упругим. Художник сидит на стуле, на коленях у него поднос. Энергичными поворотами кисти лепит и лепит он цветы. Каждый мазок – лепесток. И все время вращает поднос на коленях, как бы помогая кисти и в то же время внимательно оглядывая роспись с самых разных точек. Оценивает уже сделанное, выбирает место для новых цветов, мысленно соотносит их с уже написанными, с изделием в целом. Пройдется кистью по подносу и отложит его в сторону, возьмет следующий. Опытный мастер ведет роспись без видимых усилий. Но подобная легкость обманчива. Она говорит лишь о высоком артистизме, за которым и долгие годы поиска своего собственного букета, и уверенное владение специфическими приемами жостовской росписи, сложившимися далеко не вчера.
Подносное дело известно в России еще с 18 века. Зародилось оно на Урале. В 1770 году академик Паллас писал о подобном промысле как о вполне сложившемся, «демидовские заводы, а паче Невьянск и Нижний Тагил, древне прославлявшем». У истоков его – колоритнейшая фигура нижнетагильского мастера Андрея Степановича Худоярова, крепостного человека Демидова. Он, по преданию, изобрел масляный лак, «который на железе, меди и дереве ни мало не трескался и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским». Покрытие предохраняло изделие от внешних воздействий – роспись гораздо дольше радовала владельца. Тем более, что лак этот, по словам очевидца, «когда в жаркой печи хорошо иссохнет, то как зерцало становится».
Свой секрет мастер передал сыновьям Вавиле и Федору, они писали на железных лакированных пластинах «ярких бабочек и птиц». Позднее подносы начали украшать самой разной росписью – и сюжетной, и орнаментной. Писали, конечно, и цветы. Искусство уральских мастеров было глубоко самобытно. В 1825 году «Азиатский вестник» писал: «Не подумайте, чтобы дирекция заводская вновь вводила это художество, напротив, она сама пользуется вкусом местным и давним. Искусство малеванья исстари было принесено старообрядцами, занимавшимися икон описанием, после кисть их осмелилась быть резвою и начала изображать другие предметы».
На рубеже 18-19 веков расписные уральские подносы расходились уже по всей России. У смышлёных русских людей они вызывали не только восхищение, но и вполне понятную ревнивую мысль: «А не попробовать ли и нам?»
Жостово находилось всего в нескольких верстах от Федоскино, где еще в 1795 году энергичный купец Коробов наладил производство модных в ту пору лаковых табакерок из папье-маше, украшенных миниатюрной живописью. К тому же окрестные села и деревни издавна славились своими кузнецами. Кому первому пришло в голову приспособить железо под лак – неизвестно. Как бы то ни было, в указатели Всероссийской промышленной выставки 1839 года жостовские подносы были упомянуты впервые. А уже в 70-80 гг. прошлого века в Троицком уезде было несколько подносных мастерских, из которых три – достаточно крупных. Одна из них принадлежала крестьянской семье – Вишняковых. Год основания этой мастерской – 1825 – и принято считать датой рождения знаменитого промысла.
Что сказать о прошлом промысла? Исследователи считают, что на первых порах создавались главным образом сюжетные композиции на манер Федоскино – «Тройки», «Чаепития», а также «ландшафты». Изображения жанровых сцен напоминали порой произвольно увеличенную миниатюру, слабо связанную с формой и размером предмета. Однако со временем цветочная роспись вытеснила любую иную. Почему? Подмосковный поднос вошел в русский быт в основном как поднос трактирный, чайный – вспомним хотя бы превосходную картину Б.М. Кустодиева «Московский трактир», где поднос фигурирует как непременный красочный атрибут интерьера. Понятно, насколько уместны были на нем цветы.
Давние традиции крестьянского искусства отозвались в росписи подмосковных подносов во многом по-другому, чем на Урале. В коллективном исследовании «Русское декоративное искусство» И.А. Крапивина пишет об этом так: «Здесь сильнее сказалось влияние городского искусства 19 века. В росписи преобладали изображения вполне конкретных садовых цветов и фруктов. По сравнению с тагильской живописью, здесь более «натурально», более детально выписывались все формы, манера письма была не такой широкой и смелой. Но при этом и подмосковные мастера, благодаря народной основе своего творчества, благодаря виртуозному владению приемами свободного кистевого письма, умели находить декоративные решения. Во всяком случае, массовая, «расхожая» продукция промысла чаще исполнялась не в городской – «ученой» манере, а в народной – «маховой». Смелой, размашистой, основанной на нескольких изобразительных приемах. К ней художников подталкивала и необходимость работать много и быстро».
Эти условия и определили главное направление, по которому развивалось жостовское искусство, вобравшее в себя некоторые черты и классической масляной живописи, и свободного кистевого письма.
В 1928 году разрозненные артели объединились в одну – «Металл поднос». И уже через десяток лет продукция ее окончательно вытеснила уральские подносы. А. Лез нов, И. Леонтьев, Д. Кледов, А. Гогин – вот имена ветеранов советского Жостова, вписавших в историю промысла новую яркую страницу.
От мастеров молодые учатся не только отточенному владению приемами, но и неуемной фантазии. Кажется ведь, все пишут букет. А как отличаются друг от друга работы ведущих жостовских художников! И по композиции, и по колориту, и по тому общему настрою, который трудно описать словами.
Вот склонилась над подносом мастерица – чуть старше школьного возраста. Пока что она не входит в творческую группу. Но и сегодня художница собирает свой, непохожий на другие, букет. Расписывая массовую продукцию, она и сегодня дарит людям радость. И кто знает, может быть, через несколько лет мы увидим на крупной выставке ее поднос – и затаим дыхание.