В жанровом отношении «Мертвые души» Гоголь называл поэмой. Почему? Голос автора проявляется в лирическом начале, пронизывающем всю поэму. Автор постоянно присутствует со своими героями, постоянно обращается к читателям со своими чувствами и размышлениями. В начале поэмы «Мертвые души», когда Чичиков подъезжает к гостинице, эпизодически появляется некий молодой человек, о котором в поэме больше не говорится, но зато в этом единственном эпизоде персонажу дана характеристика: «Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого была видна манишка, застегнутая тульскою булавою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой». У Гоголя много таких мест: описание гостиницы, сада Плюшкина…. Гоголь открывает перед нами современный ему мир. Но как? Заявив: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах», он мог бы остановиться или хотя бы ограничиться общими замечаниями, ведь его современники могли бы представить эту гостиницу. Но нет, Гоголь подробно рисует самые типичные черты гостиницы (то есть не те, которые отличают ее от других и поэтому могут быть интересны читателю, но те черты, которые ставят ее в один ряд со всеми другими гостиницами»). У Гоголя широкий, всеохватный взгляд, все детально. Читатель и автор растворяются в огромном мире. У Гоголя все люди, предметы обладают определенными качествами. Дана развитая индивидуальная характеристика. Например: многие были не без образования: председатель палаты знал наизусть «Людмилу» Жуковского, почтмейстер читал Юнговы «Ночи». Постоянных эпитетов у Гоголя нет, но есть нечто похожее на них, основанное на постоянстве тех или иных признаков. Персонажу присущи некие общие черты, преследующие его по всему произведению. Иногда какая-то черта, неоднократно повторяющаяся, служит для того, чтобы показать типичность явления. Пример: описание дочки губернатора, лицо ее, как «свеженькое яичко», «ее овально-округлившееся личико». Запомнился и фрак брусничного цвета с искрой, а также особенный запах, который всегда сопутствует Петрушке. Гоголь использует сложные эпитеты: «Эк, ее, дубинноголовая какая! – сказал про себя Чичиков…» «Везде, где бы и было в жизни, среди ли черствых, шерховато-бедных и неопрятно-плесневеющих низменных рядов ее, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших»; «… затейливо придумывает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец». Гоголь часто использует развернутые сравнения: «Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача и щеголя». Гоголь рассказывает о современности, о той жизни, в которой он сам существует. Как автор, он пишет о том, что видит, и о том, что думает и чувствует. он видит, как древний поэт. Гоголь – автор то принимает роль рассказчика, то сам становится представителем создаваемого им мира. Натура художника Гоголя позволила ему постичь красоту древнего эпоса, вжиться в него, научиться смотреть на мир глазами не только своего современника, но и человека древности, с сердцем, восприимчивым ко всему на свете, который открывает для себя мир. Гоголь идет своим путем, живо воспринимая традиции. Проблема прочтения гоголя в школе стоит сейчас, как и раньше. Если мы будем подходить к «Мертвым душам» с установкой на развлекательное чтение со стремительным действием, с интригой, то чтение станет мукой. Чтобы получить истинное наслаждение от чтения, нужно хотя бы для начала настроиться на определенный лад.