Белый стих.
Белый стих – название стихов без рифм. Этот термин пришел из французского и английского языков (vers blanc, ,blank verse, blank – сгладить, стереть, уничтожить) и обозначает стихи со стертой, уничтоженной рифмой.
Стихи без рифм писали еще античные поэты. Белый (точнее – безрифменный) стих наиболее употребителен в русской народной поэзии; структурную роль рифм здесь играет определенная клаузула (то есть группа заключительных слогов в стихе, начиная с последнего, ударного слога). В книжной же русской поэзии белый стих поначалу был менее популярен. Но уже В. Тредиаковский и А. Кантемир обращались к нему в своем творчестве, считая главным не рифму, а метрический размер. В 19 веке наиболее решительным защитником белого стиха был В. Жуковский. Его поддержали А. Пушкин, А. Кольцов, отчасти М. Лермонтов.
Впоследствии белый стих прочно укоренился в русской поэзии.
Для него характерны астрофичность (отсутствие деления на строфы) или бедная строфика, поскольку строфическое разнообразие в стихе определяется разнообразной системой рифмовки. Однако отсутствие рифмы не лишает белый стих поэтических достоинств. В нем сохраняются основные компоненты стиха – ритм, образность языка, клаузула и пр. остается наиболее принятым в драматических произведениях – обычно пятистопный ямб.