23.01. — Важнейшее из искусств идет в школу
Учителя и киноведы гадают, как показать школьникам 100 обязательных фильмов
Список из 100 киношедевров, которые должен увидеть каждый школьник, утвержден, но вскоре изменится. А уроки, на которых учащиеся будут с ними знакомиться, станут обязательными, но факультативными. В этих и других противоречиях проекта по изучению «100 лучших фильмов в школе» вместе с учителями и кинематографистами разбирался «МК».
На самом деле, транслировать культуру в «массы» посредством кино придумали не нынешние вожди страны, а прежние. Оцивилизовать с помощью кинематографа красноармейцев времен гражданской войны первым придумал Ильич. Но так как нынешние школьники столь же далеки от высот культуры, как мобилизованные крестьяне начала ХХ века, опыт оказался применимым и к ним, решили «наверху». Правда, с некоторой современной спецификой.
К примеру, список «лучших 100 фильмов» появился так. Вначале в режиме онлайн его составляли все желающие киноманы, затем корректировали киноведы, затем очищали от авторских прав в Минкульте, а теперь в Минобрнауки решают, как с наименьшими потерями ввести его в школьную программу. И это хорошо.
Однако, кто, в рамках какого школьного курса и в каком объеме будет вести эти занятия, непонятно – доподлинно, по словам директора департамента господдержки кинематографии Минкультуры Вячеслава Тельнова, известно лишь, что «это будет факультатив». В то же время, все фильмы из «списка Минкультуры» являются обязательными для просмотра школьниками. Таким образом, «факультатив», похоже, станет обязательным.
Открытым остается вопрос и об учителе по новому предмету. Методики преподавания нового курса, понятно, нет. Специалистов-предметников данного профиля также никто никогда не готовил. Между тем, главное звено нового предмета, особо подчеркнул директор НИИ киноискусства ВГИК Дмитрий Караваев, заключается как раз «в том, как учитель-модератор будет интерпретировать отсмотренные фильмы из числа обязательных». А тут есть своя заковыка.
С одной стороны, подчеркнул президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Андрей Шемякин, «не хотелось бы, чтобы у ребенка от этого обязательного списка заранее от тоски сводило скулы». Но, с другой, как оказалось, четкого перечня обязательных фильмов не существует. Нет, утвердить-то некий список, утвердили. Но, по словам Караваева, «после обсуждения с учителями-модераторами его еще будут дорабатывать».Что-то уберут (думается, начнут с эротичной «Маленькой Веры», незнамо как попавшей в школьную программу), а что-то (например, несколько анимационных картин, и это уже вопрос решенный) обязательно дополнят. Так что в итоге в списке из 100 фильмов их окажется больше или меньше сотни. И сводить все эти разрозненные концы воедино придется школе.
Школы брэндовые такая перспектива не пугает. Там, рассказал директор и основатель Центра образования № 686 Сергей Казарновский, «важнейшее из искусств» для постижения школьной программы используют уже давным-давно. При этом, в рамках какого именно предмета его вводить – неважно, считает он (хотя логичнее всего – «в МХК, который сейчас у нас слишком теоретизирован»). Но главное не это, подчеркнул он «МК»: «Просмотр фильма должен идти не на уроке – это не имеет смысла. На уроке же, скажем, раз в неделю, надо лишь обсуждать увиденное». Вести новый предмет, по его словам, «могут и учителя МХК, и преподаватели литературы. Но лучше, чтобы это делали люди со стороны: литераторы, люди кино или вузовские специалисты. Короче, не замученные жизнью учителя. А то у преподавателей литературы – свои 29 часов в неделю, выпуск, ЕГЭ». Такое вот кино.