«Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»

Полозова Ирина Васильевна, г. Липецк,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 им. К. А. Москаленко

Воротничковая жизнь Олечки Розовой.

Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»

Предварительная подготовка к уроку

К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», составить план рассказа. Внимательно прочитать биографию писательницы в учебнике, найти дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи, найти определения сатиры и юмора.

Цели:

1) ознакомить учащихся с биографией и творчеством Тэффи;

2) развивать способности ориентироваться в прочитанном тексте, отвечать на вопросы, разбираться в поэтике произведения;

3) воспитывать художественное чутье, литературный вкус.

Оборудование: портреты Тэффи, учебник.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-диалог.

Ход урока

I.Проверка домашнего задания

Учитель: Тэффи, писательница, о которой пойдет речь на нашем уроке, — удивительный и неординарный человек. Обратите внимание на доску. (На доске – слова М.М. Зощенко: «Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей, и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов».) Прокомментируйте слова Зощенко.

Имя Тэффи в свое время было столь популярно, что существовали даже духи и конфеты «Тэффи». Писательница прожила долгую и непростую жизнь. Много лет жила за границей. Но тонкий юмор рассказов Тэффи всегда привлекал внимание к ее творчеству.

Дома вы ознакомились с биографией писательницы по учебнику. Также вам было дано задание найти  дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи. Пока один из вас пересказывает текст биографии из учебника, другие должны дополнять этот рассказ. (Остальные ученики записывали краткие тезисы в тетради.)

Ученик 1: Настоящее имя Тэффи (1872-1952) – надежда Александровна Лохвицкая. Ее отец – профессор криминалистики, издатель журнала «Судебный вестник». Сестра Тэффи, Мирра Лохвицкая, была известной поэтессой, ее еще называли «русской Сафо». Интересно, что псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы писательницы, а стихотворения, написанные ею, печатались под ее настоящей фамилией.

Откуда появился необычный псевдоним, до сих пор точно неясно. Сама Тэффи писала, что псевдоним восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи), но также и к стихам Р.Киплинга «Taffy was a walesman / Taffi was a thief».

Ученик 2: Тэффи постоянно печаталась на страницах журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Она написала несколько сборников: «Юмористические рассказы» (1910), «Карусель», «Дым без огня» (оба 1914), «Неживой зверь» (1916). У читателей Тэффи снискала репутацию наблюдательного, остроумного и беззлобного писателя. Она тонко подмечала человеческие слабости, но отличалась тонким их пониманием, мягкосердечием и состраданием к своим героям.

Любимым жанром писательницы была миниатюра, построенная на описании комического происшествия. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо»

Ученик 3:  Тэффи не приняла революции 1917 года. В 1918 году она уехала в Киев, полтора года скиталась по югу России и, наконец, добралась через Константинополь до Парижа. Тэффи всю жизнь скучала по родине, но свое отношение к событиям в России выразила так: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».

В творчестве Тэффи после эмиграции появляются и усиливаются грустные и трагические мотивы.

Писательница пережила Вторую мировую войну и оккупацию в Париже. За свою долгую жизнь она написала множество рассказов, пьес, стихов, песен, рецензий. В послевоенные годы Тэффи писала очерки о своих современниках-писателях.

Ученик: Маша рассказывает нам о богатых дамах, которые не умеют вести хозяйство: одна танцами увлекается больше, чем заботой о домашнем хозяйстве, в результате по недосмотру гибнет ее сын. Вторая, пускаясь в неоправданные траты, одевает своего ребенка в обноски.

Учитель: А как богатые девочки относятся на балу к дочери учителя – Тане?

Ученик: Таню не принимают в детское общество из-за одежды, старых перчаток и из-за того, что она сама ходит на кухню. Даже Маша сторонится ее. Но после оказывается, что эта небогатая девочка лучше всех играет на фортепиано и мастерица на все руки, очень много знает, и Маше становится стыдно за свое поведение и слова других девочек про Таню. Она даже приглашает дочь учителя в гости.

Учитель: Чему научилась Маша?

Ученик: Девочка учится не только правильно вести хозяйство, разумно экономить, но и ценить людей не по красивой одежде и богатству, но по их собственным заслугам и способностям.

II. Работа над новым материалом

Учитель: Обратимся к тексту рассказа «Жизнь и воротник».

— Какими словами начинается произведение? («Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти».)

— Как вы можете прокомментировать эти слова?

— Как они связаны с содержанием рассказа?

— Какая была Олечка Розова до «встречи» с воротником? (Она была скромной и бережливой женой.)

— Зачитайте описание воротничка.(«… Крахмальный дамский воротничок с продернутой в него желтой ленточкой».)

— Как вы думаете, почему она купила воротник?

— Что потребовал воротничок в первую очередь? (Новую кофту.)

— Как поступила Олечка, когда денег больше не осталось? (Она заложила серебро и браслетку.)

— Что потребовал воротничок после новой кофточки? ( Юбку, новые башмаки, шляпку, пояс, перчатки, полосатый диван.)

— Как изменилась Олечка, угождая воротнику? (Она постриглась, стала курить и хохотать над пошлыми шутками.)

— Понял ли героиню ее муж, когда она открылась ему? ( Нет, он решил, что она пошутила.)

— Почему Олечка не выбросила воротник? Выскажите свое мнение.

— Как объясняет это Тэффи? («Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».)

— Что произошло на вечере? (Она изменила мужу.)

— Зачитайте, что ответил воротник на вопросы мужа о том, где была Олечка и где деньги?

— Куда делся воротник после отъезда мужа? (Потерялся в стирке.)

— Что случилось с Олечкой потом? ( Она опять стала скромной и работает в банке.)

Учитель: Теперь посмотрим какой у вас получился план рассказа.

Примерный план

  1. Олечка – честная жена.
  2. Встреча с роковым воротничком.
  3. Покупки воротничка:

а) кофточка;

б) башмаки;

в) шляпа, пояс и перчатки;

г) диван.

4.  Власть воротничка усиливается.

5.  Олечка и воротничок на вечере.

6.  Выяснение отношений с мужем.

7.  Олечка без воротничка.

— Выскажите свое мнение об этом рассказе Тэффи. Понравился ли он вам?

Учитель: Вспомним, что такое сатира и юмор.

Ученик: Сатира – острое, беспощадное обличение и высмеивание человеческих пороков, негативных явлений общественной жизни.

Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

— Как вы думаете, юмор или сатиру мы можем наблюдать в рассказе?

Кто же виноват в бедах Олечки: она сама или воротник?

Что хочет сказать автор своим рассказом?

III. Подведение итогов

Сегодня мы много говорили о биографии прекрасной русской писательницы Тэффи. Обсуждали ее рассказ «Жизнь и воротник». Узнали, как ничтожная вещь может изменить характер человека, поняли, как пуста жизнь человека, придающего большое значение несуществующим мелочам.

IV. Анализ и оценка итогов работы.

V. Домашнее задание

         Подготовить художественный пересказ рассказа Тэффи.

Скачать презентацию