«Военная тема в творчестве Владимира Высоцкого»

Лавринова Светлана Валерьевна,
Ростовская область г.Ростов-на-Дону,
Заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ СОШ № 47

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«Военная тема в творчестве Владимира Высоцкого»

Тихо звучит песня в исполнении В. Высоцкого.

На сцену выходят 2 ведущих.

1.         Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт.

А если полный срок, то в полной мере.

На цифре «26» один шагнул под пистолет.

Другой же в петлю слазил в «Англетере».

2. А в 33 Христу — он был поэт, он говорил:

«Мол, не убий. Убьешь — везде найду, мол».

Но… гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,

И гвозди в лоб , чтоб ни о чем не думал.

1.        С меня при цифре» 37″ в момент слетает хмель.

Вот и сейчас — как холодком подуло.

Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

И Маяковский лег виском на дуло.

2. Задержимся на цифре «37» коварен Бог-

Ребром вопрос поставил: или-или.

На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,

А  нынешние  как-то проскочили.

1.         Дуэль не состоялась, или перенесена,

А в 33 распяли, но не сильно,

А в 37 мне кровь, да что там — кровь, и седина

Испачкала виски не так обильно.

2. Слабо стреляться! В пятки, мол, давно ушла душа.

Терпенье, психопаты и кликуши!

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души!

1.  Чем объяснить феноменальную, неслыханную славу песен Владимира Высоцкого? Их все слушали, их все пели, пели для себя, но никто не мог исполнить. Нужен его темперамент, нужен этот сложный, странный, надорванный, казалось, уже погибающий голос, которым он пел столько лет, ни разу его не сорвав. И только он мог на таком смертельном пределе вложить всего себя в песню. Песня становилась горьким, глубоким философским раздумьем о жизни

  1. Все, кто знал Владимира Семёновича, говорят о нём как о личности глубоко своеобразной, яркой, незаурядной. Бесконечно обаятельный, популярный, любимый народом, он, словно метеорит, пролетел над страной, многое осветил в ней в том полёте. И быстро сгорел, как это часто бывает со стремительным метеоритом. О его творчестве знаменитый актёр М.Ульянов сказал: “Его творчество было как крик, как стон сердца…”

1.    Владимир Высоцкий выходил на сцену, говорил и пел в то время, когда в дефиците были Правда, Открытость, Искренность. Многие видели несправедливости жизни, откровенную ложь, но молчали, а он, поэт и певец, говорил. Он не боялся запрещенных тем. «Он был настоящим патриотом!» — так говорил о своем сыне Семен Владимирович Высоцкий.

Чтец 1:

И во веки веков и во все времена

Трус, предатель всегда презираем,

Враг есть враг, и война

Все равно есть война

И темница тесна, и свобода одна –

И всегда на нее уповаем.

Время эти понятья не стерло,

Нужно только поднять верхний пласт,

И дымящейся кровью из горла

Чувства вечные хлынут из нас.

2.         Песни Володи Высоцкого о  войне  –  это,  прежде  всего,  песни  очень настоящих людей. Людей из плоти и  крови.  Сильных,  усталых,  мужественных, злых и добрых одновременно. Они всегда «на грани, за секунду или за полчаса от смерти».  Таким людям можно доверить и  собственную  жизнь и Родину. Такие не  подведут.

1.    На концертах ветераны войны плакали, дарили  ему  цветы  и  подарки.  В своих письмах участники тех военных событий  спрашивали  Высоцкого,  где  он воевал,  с  кем  был  в  одном  полку.  Они  принимали  молодого  парня,  не принимавшего участия в боях,  за своего, за однополчанина.

Голос за кадром (в записи)

ВЕДУЩИЙ: Поговорим немного о текстах и содержании ваших песен. Я обратил внимание, что во многих из них затрагивается тема войны. Вы слишком молоды, и не могли участвовать в последней мировой войне. Почему же вы так часто обращаетесь к военной теме?

ВЫСОЦКИЙ: Вы знаете, я не был на войне, но я пишу много военных песен. Я получаю письма, где люди спрашивают: «Не тот ли вы Владимир Высоцкий, которого я знал на войне?..» Конечно, нет. Но я выбираю военные темы, потому что я беру людей, которые постоянно… в момент риска, в крайней ситуации. Это мне очень интересно. Это важно для меня — затрагивать очень острые проблемы. Во время войны люди могут заглянуть в лицо смерти каждый момент. И эти люди очень интересны для того, чтобы о них писать.

1.   Своей военной тематикой Володя Высоцкий как бы извинялся за то, что  не имел возможности принимать участия в боях.

Я кругом и навечно виноват перед теми

С кем сегодня встречаться почёл бы за честь

Но хотя мы живыми до конца долетели

Жмёт нас память и мучает совесть

У кого, у кого она есть

2.    Можно рассказать о войне всю правду. Показать все её ужасы  и  весь  её

трагизм, но ни у  кого  не  получится  докопаться  и  показать  её  с  таких

неожиданных сторон, как мог это  сделать  Владимир  Семёнович  Высоцкий.  Мы можем видеть войну не только глазами солдат, но и боевого истребителя:

Чтец 2:

Я ЯК-истребитель,
мотор мой звенит,
Небо — моя обитель,
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он истребитель.

Я в прошлом бою навылет прошит,
Меня механик заштопал,
А тот, который во мне сидит,
Опять заставляет — в «штопор».

Вот сзади заходит ко мне «мессершмитт».
Уйду — я устал от ран.
Но тот, который во мне сидит,
Я вижу, решил: на таран!

Что делает он? Вот сейчас будет взрыв!
Но мне не гореть на песке —
Запреты и скорости все перекрыв,
Я выхожу из пике!

Я главный, а сзади… Ну чтоб я сгорел!
Где же он, мой ведомый?
Вот он задымился, кивнул — и запел:
«Мир вашему дому!»

1.   Мы можем видеть войну глазами заключённых штрафных батальонов.  Штрафные батальоны у Высоцкого – символ трагического  героизма.  Он  не хочет разбираться,  почему  люди  туда  попали.  Он  ощущает  как  свою  их  готовность погибнуть за родину, ставшую к ним суровой.

Чтец 3:

Всего лишь час дают на артобстрел —
Всего лишь час пехоте передышки,
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому — до ордена, ну а кому — до «вышки».

Считает враг: морально мы слабы —
За ним и лес, и города сожжёны.
Вы лучше лес рубите на гробы —
В прорыв идут штрафные батальоны!

Вот шесть ноль-ноль — и вот сейчас обстрел…
Ну, бог войны, давай без передышки!
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому — до ордена, а большинству — до «вышки»…

2.   Одна из лучших песен В.Высоцкого «Он не вернулся из боя». В ней заключен ответ на вопрос: почему поэт, не принимавший участия в войне, все-таки пишет о ней, а точнее – не может не писать о ней?

1.   «Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером», — писал в воспоминаниях Высоцкий. Поэт как бы «довоевывает» в своих песнях.

(звучит песня «Он не вернулся из боя».)

1.    Песни Высоцкого о войне в то же время и непременно о Земле. Земля  тогда была бескрайним полем  боя.  Земля  теперь  может  стать  жертвой  последней войны.

Чтец 4:

Кто сказал: «Всё сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!»?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время.

Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.

Она вынесет всё, переждёт,
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поёт,
Что она замолчала навеки?!

Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля — это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!

2.   Убить неубиваемое, расстрелять вечное. У Высоцкого есть песня «Расстрел горного эха». Зачем понадобилось расстреливать эхо? От злобы?  Ради  потехи? Чтоб не было свидетеля,  разносящего  слух?  Стреляют  нелюди.  Фашисты  для Высоцкого не люди в победном своём марше, а лишь номера: первый – второй.  А эхо – живое. Оно и сейчас несёт нам голос Высоцкого.

Чтец 5:

Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья, и зелья,

Чтоб не был услышан никем громкий топот и храп, топот и храп,

Пришли умертвить, обеззвучить живое, живое ущелье –

И эхо связали, и в рот ему сунули кляп

1. Откуда взялся этот хриплый рык? Эта луженая глотка, которая была способна петь согласные? Откуда пришло ощущение трагизма в любой, даже самой пустяковой песне? Это пришло от силы. От московских дворов, где сначала почиталась сила, потом — все остальное. Это была правда, правда его, Владимира Высоцкого, и он выкрикивал ее в своих песнях, потому что правда эта была жёсткой, а иногда и жестокой…. Владимир Высоцкий страшно спешил. Как будто предчувствуя свою короткую жизнь, он непрерывно сочинял.

2.  20 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было — в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий.» Ни один человек не сдал обратно билет — каждый хранит его у себя как реликвию…

1.  «Кому сказать спасибо, что — живой!» — написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, которая хранит его бессмертные строки.

Чтец 6:

…Врубите Высоцкого!
Врубите Высоцкого настоящего!
Где хрипы и Родина, и горести,
Где восемнадцать лет нам товарищем
Был человек отчаянной совести…

Звучит песня  «Я не люблю…»