Сочинение по картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Белоусова Любовь Ивановна,
Республика Марий Эл, с.Великополье,
учитель  русс кого языка и литературы
МОУ «Великопольская СОШ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 Тема: Сочинение по картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Цель урока: подготовить обучающихся к сочинению-описанию картины;  помочь им понять идею картины

Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков

Вид урока: развитие речи

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, творческая.

Педагогические средства: работа с картиной, текстами

Виды деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.

Компетенции: уметь красиво и правильно описывать картины, создавать тексты на основе увиденного

Информационно-методическое обеспечение:

  • Репродукция картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
  • Презентация к уроку
  • Компьютер, распечатки текстов, иллюстрации, фотографии, иконы.
  • CD с записью песни

Ход урока

  1. I.  Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, садитесь! Сегодня у нас два урока  развития речи. Мы будем описывать картину. На первом уроке мы будем смотреть, слушать и говорить, на втором будем писать. А пока запишем  число и  тему.

  1. II. Переход к теме урока

Разные виды искусства всегда взаимосвязаны. Произведения изобразительного искусства нередко предстают перед нами не только на стенах выставочных залов, но  и на страницах художественных произведений. Рассматривая  художественную картину, мы  невольно соединяем в своем сознании изображение со словом. И наша задача – суметь передать словами свои впечатления от того, что создано художником. А знакомиться сегодня мы будем с замечательным русским художником Михаилом Нестеровым.

  1. III. Знакомство с художником М.В.Нестеровым

Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году, это известный живописец, автор талантливых своеобразных картин, создатель поэтических религиозных образов. (слайд 2)

В советское время писал портреты: «Девушка у пруда»( слайд 3), «Русь Святая» (слайд 4), «Великий постриг» (слайд 5), «Душа народа» (слайд 6), «Осенний пейзаж» (слайд 7). Эти картины стали мировыми шедеврами.

Природа играет в нестеровской живописи особую роль. В его картинах она выступает как живое действующее лицо, этим самым как бы усиливая настроение реального погружения в увиденный на холсте мир. У Нестерова редко встречаются картины без пейзажей, но «безлюдных» пейзажей почти тоже нет….

  1. IV. Начало работы над картиной «Видение отроку Варфоломею».Сообщение учителя.

Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины «Видение отроку Варфоломею»(слайд 11).

А теперь  послушаем об одном  интересном, знаменательном случае  из жизни художника (рассказ учащегося):

В дни работы над «Видением отроку Варфоломею»  Нестерову приснилось два сна.

Первый такой: высокая, до самых небес, лестница. Он поднимается по ней всё выше и выше  к облакам.

Второй сон: картина « Видение отроку Варфоломею» висит в Третьяковской галерее, в знаменитом  Ивановском зале, висит  прекрасно, на самом почётном месте…

Оба эти сна впоследствии оказались пророческими. И уже через год «Варфоломей…» действительно  висел в Третьяковке, в том же зале и почти на том же месте…Вот таким замечательным образом сбылся сон художника.

Картина эта вознесла Михаила Васильевича Нестерова на вершину  славы , а для самого художника «Видение отроку Варфоломею» было огромным шагом к стойкой вере в победу духовности, нравственного света.

Окрылённый успехом картины, художник создаёт целую серию картин, посвящённых Сергию Радонежскому…( слайды 12, 13, 14)

Глядя на его полотна, поражаешься, с какой любовью художник воссоздавал свой особый  мир, который, пожалуй, нельзя назвать  иначе, как мир души. Из его картин понимаешь, что художник не только сам был глубоко духовным человеком, но и ему так же был  интересен духовный мир окружающих его людей, их смирение, умиротворение, погружение в себя.

М.В.Нестеров, как и Ф.М.Достоевский, верил, что для России спасение «из народа выйдет, из веры и смирения его», и на своих полотнах стремился утвердить реальный нравственный идеал. В своих  поисках такого идеала художник  часто обращался к прошлому России. И нашел его в образе  святого преподобного Сергия Радонежского,  основателя Троице — Сергиева монастыря,( ныне именуемого Троице-Сергиевой Лаврой), в миру носившего имя Варфоломея.

Сергий для художника — не просто схимник и  подвижник, а исторический деятель – истинный «игумен земли русской». Его деяния  Нестеров изучал не столько по житиям, сколько  по хроникам и летописям…

V.Зачитывание  цитаты из записок М.Нестерова

«… Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью». Одна из таких легенд и легла в основу картины «Видение отроку Варфоломею».

VI. Дальнейшая работа над картиной. 

Картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»- одна из лучших работ художника. Замысел картины о детстве  Сергия Радонежского, жившего в очень далёком от нас XIV веке, возник у Нестерова  в то  время,  когда он жил у себя на даче,  в подмосковном Абрамцеве. Именно в этих краях и жил когда-то  Варфоломей, который лишь в монашестве принял имя Сергия  и под этим именем вошёл в историю России.

-Так кто же он такой, Сергий Радонежский?

-Святой преподобный Сергий Радонежский- один из выдающихся людей своего времени, столп веры и духовности земли русской.

Подробнее  о нём нам сейчас расскажут ваши товарищи .

VII.Сообщение учащихся  (двое учащихся рассказывают краткую биографию св.Сергия Радонежского)

-Какое событие явилось основой картины?

-На уроках литературы мы с вами уже знакомились с  историческим очерком Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». Он написан на основе древних источников-  легенд, преданий и жития, составленного Епифанием Премудрым, одним из учеников св. Сергия Радонежского. Давайте ещё раз вспомним этот отрывок, который иллюстрирует сюжет картины Михаила Нестерова

VIII.Чтение отрывка из очерка Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» (читает учащийся)

IX.Музыкальное  дополнение к картине  (песня Валерия Малышева «Батюшка Сергие» из сборника «Слава Богу за всё»)

-До того, как мы с вами начнём описывать картину, я предлагаю вам небольшой экскурс в музыку…

-Мы уже знаем, что святой Сергий Радонежский является покровителем учения. Ему молятся о прибавлении ума и лёгком усвоении грамоты. И сейчас мы с вами вместе с исполнителем духовных песен Валерием Малышевым мысленно попросим  батюшку Сергия о даровании нам удачной работы над картиной.

X.Прослушивание песни, параллельно-показ слайдов о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевой Лавре

XI.Продолжение работы над картиной.

-А теперь мы снова обращаемся к картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»(слайд 40)

По ходу работы над картиной мы будем использовать следующие слова:

XII.Словарная работа (раздаётся детям на ранее отпечатанных листах)

Погост –Отдельно стоящая церковь с кладбищем. Позднее-сельское кладбище.

Благовест – праздничный колокольный звон, совершаемый одним колоколом.

Благоговение – глубочайшее почтение (перед кем-то).

Вечерня – одна из христианских  церковных  служб.

Черноризец-монах.

Пресвитер – священник.

Нимб – символ святости, сияние в виде кружка вокруг головы.

Святой – обладающий божественной благодатью, человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.

Ряса – у православного духовенства: верхняя длинная одежда с широкими рукавами.

Ковчег (ковчежец) – в старинном церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения предметов, относящихся к обряду причастия.

Просфора (просвира) – в православном богослужении: маленький круглый белый пресный хлебец.

Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

В наше время КОВЧЕГ или КОВЧЕЖЕЦ называют ДАРОНОСИЦЕЙ

-Как вы считаете, что самое замечательное в этой картине?

(Дети высказывают свои соображения, но чаще всего называют пейзаж)

Самое замечательное здесь, конечно, пейзаж!

XIII. Работа над пейзажем картины.

-В чём особенность пейзажа, на фоне которого разворачиваются события?

( Природа словно живёт своей, таинственной  жизнью).

День хоть и пасмурный, но весь какой-то нежный, солнца хотя и не видно, но оно чувствуется из-за облаков. Ярких красок в картине почти нет, бросается в глаза только ярко-зеленая полоска огорода. В основном художник использует в картине тёплые оттенки.

Воздух  осенний, удивительно   чистый, им дышит каждое дерево, каждый цветочек, каждая травинка. Он настолько прозрачен, что виден каждый полевой  цветочек…Когда долго всматриваешься в картину, даже кажется, что темные ветви рябины чуть колышутся… А тоненькая молодая березка слегка  шуршит на ветру…

Речка протекает с чистой прозрачной водой.

Четкое очертание небольшой деревянной церкви, рядом  – уже  желтеющие березы, зеленые ели.

Взгорье покрыто желтой осенней листвой.

Небо в полупрозрачных облаках.

А вокруг- неоглядные дали

Очень большую роль в композиции картины играют два лесистых холма, за счет них пространство сужается, а наш взгляд уходит в далеко в глубину.

– Какое настроение и  чувства вызывает у вас окружающая природа?

(Чувство умиротворения и благодати…Кажется, все вокруг мягко и размеренно дышит, а в душе- особое благоговение, какое бывает у безгрешного человека, с особым чувством читающего коленопреклонную молитву пред любимым Всечистым Образом)

-Какие линии и  краски использованы в картине?

(Плавные, полукруглые, волнистые – белые, желтые, голубые, зеленые , т.е все те, которые  создают ощущение гармонии в природе, и вследствие которых  и появляется полное  умиротворение души).

-Далее мы  с вами будем описывать людей, изображённых на картине.

-С кого бы вы хотели начать?( как правило, начинают с монаха)

XIV.Работа над описанием монаха.

У старого потемневшего дуба стоит старик в черной рясе – монах.(слайд 42)

– Что вы видите над головой монаха? (нимб)

– О чем говорит нимб? (Что этот человек- святой).

– Обратите внимание на его руки. Что можете о них сказать?

(Руки удивительно живые. Это добрые, натруженные постоянной работой руки монаха.

Кажется, что каждое дело, выполненное этими  руками, было сделано с большой любовью, и каждая молитва, для которой перстом  складывалась  рука, была искренней, идущей из глубины души… Сейчас эти руки протягивают стоящему рядом мальчику ковчег и  два кусочка просфоры – освящённого хлеба. В этом  хлебе- сама ИСТИНА, открывшаяся впоследствии мальчику…

XV.Работа над описанием отрока.

Что вы можете сказать об отроке? (слайд 43)

(Это деревенский пастушок,  с огромными и чистыми синими глазами. Он спокоен, словно зачарован ожиданием какого-то чуда).

– Как он одет? (Мальчик в простой русской рубашке,  широких брюках и сапогах).

– Обратим внимание на его руки.( Тонкие пальцы отрока сплетены в благоговейном жесте ожидания чуда)

В глазах светится истинная вера и желание служения Богу. Всё его выражение лица, вся его фигура говорят о радостном благоговении перед святым, перед его долгой и праведной жизнью, перед глубиной его души..

Так и стоят эти две фигуры, окружённые светлым пейзажем,  объединённые чистотой души, каким-то одним священным  чувством, свойственным лишь истинно верующим людям…

– Чем закончилась эта чудесная история о мальчике, который страстно мечтал постичь грамоту?

XVI. Краткое сообщение учащегося о дальнейшей судьбе  св.Сергия Радонежского, дополненное учителем

XVII. Беседа с учащимися

-За что Господь даровал ему талант к грамоте?( За веру и смирение).

-Что вы понимаете под смирением? Что о нём знаете? Что говорит об этом Святое Писание? («Смирение- мать добродетели, а гордыня- мать порока»)

-В чём же добрая сила этой картины?

Вся сила этой картины- в огромной Любви, в истинной Вере, в вечно живой Надежде на лучшее..

Здесь человек и его душа, дыхание природы, любовь ко всему живому слиты воедино..

И , как сказал А. С. Пушкин,-  «…Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»

-Именно о таких благодатных местах православные говорят: «Здесь живёт Бог…»

-Да, здесь словно  незримо присутствует  Он,  Создатель  всей этой гармонии… Тот, кто вдохнул жизнь  в эту красоту и наделил всё вокруг невиданной силой… Тот, чьё имя- Господь, Спаситель, Творец…

 Он словно издалека любуется мальчиком, являя ему чудо за послушание, смирение,  искреннюю и  непоколебимую веру. И Он уже уготовал ему долгий и славный путь…

А всё вокруг ликует, видя милость Творца. И хочется  жить, смеяться и петь!

XVII.Возврат к эпиграфу урока

-Эпиграфом нашего сегодняшнего урока является цитата из высказывания К.Г.Паустовского. Давайте прочитаем всё это высказывание

XVIII.Чтение высказывания (слайд 45), его анализ

XIX.Вывод по картине.

-Итак, сегодня мы пришли к выводу:  

Действительно, картина «Видение отроку Варфоломею»-это «хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны, своей России»

XX.Ответы на вопросы последнего слайда.

XXI.Написание сочинения (на втором уроке).

Скачать приложение к уроку

Скачать презентацию к уроку