«Развитие творчества учащихся на уроках истории путем применения нестандартных форм обучения»

Горшенина Надежда Михайловна,
Республика Татарстан, г. Лениногорск,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ  № 4

Развитие творчества учащихся на уроках истории путем применения
нестандартных форм обучения.

За время реформ школы, пожалуй, ни один  предмет не претерпел таких изменений в содержании преподавания, как история.

Новые подходы к изучению исторического материала не могут исключить главного – учитель продолжает работать над формированием исторических понятий у школьников. Чтобы ученик мог свободно оперировать историческими терминами, умело разбираться в происходящих событиях, анализировать их, делать выводы, уметь сравнивать, обобщать, одного механического заучивания недостаточно.

Необходим творческий подход к организации деятельности по формированию у детей исторических понятий. Творческая деятельность школьников позволяет проникать в суть вопроса, вызывает у детей познавательный интерес, способствует привлечению внимания к уроку. Благодаря правильно организованной творческой деятельности ученик учится преодолевать трудности. В результате такой деятельности происходит развитие психики ребенка, формируется отношение личности к окружающему миру, а самое главное — происходит формирование творческой, незаурядной личности.

Одной из составных частей организации творческой работы я считаю игру. Игра — это порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность. Разновидностью творческих игр являются сюжетно­-ролевые игры, задача которых – способствовать развитию творческого мышления и воображения детей. Так, при изучении темы «Развитие торговли в Европе» важно сформировать такие понятия, как «ярмарка», «меняла», «ростовщик», «банк». Формирование этих понятий начинаю с организации сюжетно — ролевой игры «Путешествие на ярмарку в Шампань». Школьники переводятся в разряд купцов по группам, работают с дополнительной литературой по развитию торговли в Европе, изучают по карте торговые пути, а затем на уроке представляют свои «товары», рассказывают различные ситуации на ярмарке. Например, как купцу из Германии (Италии, Англии) купить товары у русского купца, если он просит за свой товар расчет только рублями? Возникает мысль – нужен такой человек, который за определенную оплату мог бы производить обмен денег. Легко и непринужденно формируется понятие «меняла», аналогично ставятся проблемные вопросы при формировании других понятий темы.

При изучении темы «Средневековый город» даю следующие задания по группам и индивидуально: группа, состоящая из «городской бедноты», готовит рассказ о своей тяжёлой жизни, «городские богачи» должны похвалиться своими успехами в ремесле, торговле, рассказать о своём образе жизни. Ученик — экскурсовод готовит материал для проведения экскурсии по средневековому городу. Творчески преобразовывая материал учебника, школьники фантазируют, вживаются в образ (приём персонификации), урок получается интересным, в изучении и понимании темы включены все учащиеся.

Познавательную игру можно организовать при изучении темы «Развитие капиталистической промышленности». При освоении понятия «Разделения труда» организуется работа на «мануфактуре» по группам. Групповая форма работы имеет психологический аспект; ученик более раскован, общителен, ему легче выразить свои мысли, он чувствует себя комфортно.

Каждая группа — это определенный «цех» на мануфактуре, занимающийся выпуском обуви. «наемные рабочие» должны изготовить сапоги:

1-й цех — выкраивает сапоги

2-й цех «прибивает» (приклеивает) подошву к голенищу

3-й цех — занят украшением сапога (пряжки, шпоры).

Чтобы дети поняли, что при разделении труда повышается производительность, необходимо отдельно дать работу «кустарю-ремесленнику». При сравнении количества выпущенной продукции ученики делают самостоятельно вывод: разделение труда приводит к повышению производительности труда.

Для развития познавательного интереса школьников организую уроки-экскурсии. Например: экскурсия в Древнюю Грецию –  в город богини Афины. Классная комната превращается в Афины. Подготовленные экскурсоводы проводят экскурсию. В качестве экспонатов используются картины с достопримечательностями города. Интересный рассказ позволяет детям ощутить красоту города, красоту творения человеческих рук.

После такой экскурсии у детей наблюдается повышенный интерес к культуре Древней Греции, а рекомендованная учителем литература не лежит на полках библиотеки.

Особый интерес у детей вызывают репортажи. Школьники представляют непосредственных участников далеких событий.

Тема: «Гуситские войны». После рассказа учителя о победах народного войска ставится вопрос: «В чем причина побед народного войска?». Школьники должны найти ответ, прочитав текст учебника. После чтения учитель с «микрофоном» в руках начинает репортаж. «Внимание! В эфире передача «Из глубины веков». Я веду репортаж из лагеря гуситов. Только что закончилась очередная битва с армией рыцарей. Я вижу усталые лица гуситских воинов, слышу стоны раненых, вижу как недалеко от лагеря предают земле тела убитых. Но несмотря на горечь потерь, в глазах гуситов ­радость. Радость оттого, что одержана еще одна победа. Я подхожу к группе гуситов: «Скажите, почему ваше войско постоянно одерживает победы над хорошо обученным, вооруженным войском противника?»

Школьники, преобразуя материал учебника, выделяют причины победы, высказывая свое мнение от имени участников событий. Это уже не просто воспроизведение прочитанного, это создание образов, создание нечто нового, а это и будет творческой деятельностью школьников. Здесь собраны в единое воображение и фантазия, и пережитые впечатления от прочитанного.

Очень любят ребята подросткового возраста копии телевизионных игр. При обобщении темы можно проводить игру «Звездный час». О том, что такая игра будет проведена, надо сообщать ребятам в начале изучения раздела, тем самым вызывая интерес к прочному усвоению материала. Вопросы игры охватывают все стороны раздела.

Клуб эрудитов «Что? Где? Когда?» — здесь собираются знатоки истории. Вопросы не столько знания материала, сколько на логику мышления.

К играм по обобщению и закреплению знаний отношу такие игры, как КВН, Рыцарский турнир «Зажги факел знаний», где принимают участие все ученики класса. Игра пронизана духом соревнования, ярко проявляются три вида деятельности: интеллектуальное, эмоциональное и практическое.

Группы или команды должны пройти несколько станций. Например:

1. Станция терминов — проверяется знание терминологии.

2. Литературная — рассказ на историческую тему.

3. Знатоков – вопросы на знание содержания учебного материала.

В такой игре дети мобилизуют свои умственные способности, здесь развиваются их воображение, внимание, память. Здесь открывается большой простор для детской инициативы и творчества.

В старших классах развитию творчества способствует применение метода заданных альтернатив. В процессе обсуждения вопросов курса у ребят возникают альтернативные позиции на определенную ситуацию. Ученики должны научиться слушать друг друга, пытаясь представить себя в роли своего оппонента, противника. Каждой группе ребят до начала дискуссии предлагается заранее заданный ключ к предполагаемому ответу,  согласно которому он и должен подобрать аргументы. Например: «Я считаю, что участие в политической жизни страны бесполезно», «Я считаю, что надо быть политически активным, используя все свои права».

Задача школы — научить ученика мыслить, научить его добывать знания. Мыслить по принуждению школьник не будет, необходимо вызвать у него это желание. Я глубоко убеждена, что только творчество в любом его проявлении способно активизировать процесс мышления, вызвать интерес к изучению предмета, заставить биться радостью сердце ученика.

Список литературы

  1.  Ананьев Б.Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли / Избр. психологич. труды. т. 2. Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, И.В. Кузьмина. — М., 2008.
  2.  Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации // Педагогика и психология игры: Межвуз. сб. науч. трудов. — Новосибирск, 2009.
  3. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой.- М., 2009
  4.  Лаврентьева З.И. Ситуационно-ролевая игра как средство регуляции поведения старшеклассников // Педагогика и психология игры. — Новосибирск, 2008.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 2010.