Разработка урока литературы на тему: «Певец любви, певец своей печали…»

Рямова Альфида Давлеткильдиевна,
Республика Башкортостан, г. Баймак,
учитель русского языка и литературы

Разработка урока литературы на тему:
«Певец любви, певец своей печали…»

Цели урока: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; повторить литературоведческие термины, раскрыть идейно-тематическую основу стихотворения «Сожжённое письмо», выявить лексический, морфологический, фонетический, синтаксический уровень данного стихотворения; воспитать умение видеть красоту душевную и восприятие любви как дара божьего.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, состоящая из портретов адресатов пушкинской любовной лирики, классическая музыка, романс М.Глинки, тестовые задания, текст стихотворения А.С.Пушкина «Сожжённое письмо» на экране.

Ход урока:

  1. I. Орг. момент.
  2. Живое слово учителя о творчестве А.С.Пушкина.

Сегодняшний урок мы посвятим теме любви в творчестве А.С.Пушкина.

— Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!.. – пишет о Пушкине Ф.И.Тютчев много лет спустя. Может быть, этот образ возник потому, что Пушкин был первым у нас поэтом любви.

Конечно, о любви писали и до, и потом. Но никто ни до, ни после Пушкина не создал в русской поэзии ничего подобного пушкинскому образу любви. никто до Пушкина не пережил и не представил в поэзии столь разнообразным весь богатый опыт любви. Благодаря своему дару он создал в поэзии любовь во всех её проявлениях: в зародыше, в развитии, в становлении, в изжитости, любви чувственной и духовной, раздражённой и умиляющейся, по-земному страстной и обожествляемой.

Наверное, у нас не было поэта любившего всегда, любившего постоянно.

  1. III. Об адресатах пушкинской любовной лирики.

— В пушкинскую поэзию любовь вошла почти с первым стихотворением. Многие из лирических произведений посвящены конкретным лицам. Кто же они? чем же они привлекали поэта?

Итак, перед вами портреты женщин, с которыми дружил и которых любил Пушкин, которых прославил на века в своих посланиях, ставших шедеврами мировой лирики.

Выступления учащихся об адресатах любовной лирики Пушкина.

1 ученик: О милая, повсюду ты со мною!

Но я уныл и втайне я грущу…

Эти строки посвящены Бакуниной Екатерине Павловне – сестре лицейского друга, первому юношескому увлечению поэта.

      2 ученик: Известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты»

посвящено Анне Петровне Керн – знакомой Пушкина по Петербургу, где в 189 г. поэт знал её молоденькой девушкой. (Прослушивание романса М.Глинки, посвящённого дочери А.П.Керн – Катеньке).

3 ученик: Обаятельная и талантливая женщина – Зинаида Алексеевна Волконская была одарённой женщиной – поэтессой, певицей, композитором. В её салоне собирался весь цвет московской интеллигенции, в т.ч. и Пушкин.

Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновенный,-

так писал Пушкин в стихотворении «Княгине Волконской» в 1827 г.

4 ученик: О Н.Н.Гончаровой, ставшей женой поэта, Пушкин напишет в стихотворении «Мадонна» в 1830 г.

Исполнились мои желания. Творец,

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

чистейшей прелести чистейший образец.

— Ещё об одном адресате любовной лирики Пушкина мы поговорим более подробно. Что же привлекало поэта в этих дамах?

Ответы учащихся: Не только блистательная внешняя красота, но и незаурядный ум, образованность, доброта души и другие прекрасные качества.

  1. IV.  Тестирование.

— А теперь попытаемся открыть одну из страниц интимной (сугубо-личной, сокровенной) лирики Пушкина, что позволит нам более глубоко, тонко проанализировать одно из его стихотворений  о любви. Но для анализа нам потребуется выполнить тест. Тесты у вас на партах. Ваша задача – найти подходящее определение литературоведческому термину.

Термины

Определение терминов

1. Оксюморон 1. Художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
2. Олицетворение 2. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия, разновидность метафоры.
3. Эпитет 3. Единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.
4. Анафора 4. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
5. Инверсия 5. Нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.
6. Перифраз 6. Стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно закончит её.
7. Сравнение 7. Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.
8. Умолчание 8. сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

V. История любви Воронцовой и Пушкина (учитель рассказывает под тихую романтическую музыку)

— Летом в 823 г. поэт был назначен в канцелярию Новороссийского генерала-губернатора Воронцова Михаила в Одессу. Здесь он познакомился с его женой, одарённой, культурной женщиной, которая к тому же была хороша собой.

«Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в неё», — отмечает писатель В.Соллогуб. «Принцесса Бельветриль» (так поэт называл Е.К.Воронцову) оставила в его жизни большой и глубокий след.

Издавна считается, что такие шедевры, как «Талисман», «Ангел», «Сожжённое письмо», «Ненастный день потух», «Прозерпина», «Все в жертву памяти твоей», «Желание славы» были вдохновлены чувством к Воронцовой.

Есть мнение, что удаление Пушкина из Одессы было вызвано ревностью Воронцова.

Сестра поэта вспоминает, с каким нетерпением Пушкин ожидал писем из Одессы. Получив долгожданную весточку, он уходил в свою комнату и запирался, чтобы никто не мешал беседовать с той, которая покорила его сердце. Потом сжигал её письма.

Из воспоминаний П.Бартенева: «Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине тёплые воспоминания и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение ей совсем изменило, она приказывала читать их себе вслух. она не могла забыть очарований пушкинских бесед. с ним соединились для неё воспоминания молодости».

Итак, основой стихотворения «Сожжённое письмо», которое было написано в 1825 г. в с.Михайловское, стала тщательно скрываемая переписка Пушкина и Воронцовой.

VI. Чтение стихотворения «Сожжённое письмо» под музыку Моцарта.

VII. Лигвоанализ стихотворения.

— Вам не показалось, что поэт словно разговаривает с письмом? Чем это вызвано?

— Письмо любви для лиричексого героя – часть возлюбленной, и поэт обращается к нему, как к живому существу.

— Покажите одушевлённость сжигаемого письма. Как называется такой вид тропа?

-Олицетворение.

— С какими словами поэт обращается к письму?

— Письмо любви.

— Почему поэт использует глагол она «велела»? Можно ли его заменить? Подберите синонимы и сравните их.

-Потребовала, приказала. Нет, именно велела, и никакое другое. В этом слове есть что-то царственное.

— Кто может повелевать?

— Королева, царица, принцесса. Именно принцессей Пушкин и называл Воронцову.

— Что хотел выразить этим глаголом автор?

— Перед героем стоит проблема: он должен сжечь письмо, в нём борются душа и разум.

      — Почему поэт не заканчивает фразу до конца, ставит многоточие, точно обрывает её?

— Герой не в состоянии вымолвить приговор, и спазмы перехватывают его горло. Здесь речь идёт о психологическом состоянии героя.

— Фраза словно оборвалась. Почему?

— Для него письмо любви – святыня. его касались её руки, в нём- дорогие сердцу слова.

-Какие слова подтверждают это?

— В письме «все радости мои».

— А нужна ли такая жертва? Возможна ли для поэта такая понятная хитрость, ослушание. Ведь утаить письмо нетрудно… Никто и никогда не узнает о содержании письма, честь любимой и её доброе имя будут сохранена, а для сердца сохранится отрада.

— Нет, ни в коей мере. Для поэта требования любимой священны.

— В пушкинскую эпоху этого было достаточно. Вспомним, чем завершаются письмо Татьяны к Онегину: Кончаю! Страшно перечесть…

                                   Стыдом и страхом замираю,

                                   Но мне порукой ваша честь,

                                   И смело ей себя вверяю.

      — Найдите строки, свидетельствующие о мучительности переживаний перед принятием тяжкого решения.

— «Как долго медлил я, как долго не хотела»

— Какой приём использован автором? С какой целью?

— Синтаксическая анафора. Мы чувствуем напряжённость момента.

— Что означает фраза «Но полно, час настал»? Когда так говорят?

— «Час пробил» напрашивается поневоле. Так говорят при принятии важного решения.

-Что происходит вместе с решением уничтожить письмо?

— Гибнет и часть души поэта.

— Найдите строки, подтверждающие это.

-«Ничему душа моя не внемлет», т.е. поэт ничего не замечает вокруг себя.

— Для чего поэт использует устаревшую форму глагола? Попробуйте заменить его современным словом.

— Не понимает. Устаревшая форма благозвучнее, тем более речь идёт о высоком чувстве лирического героя.

— Как описывает сожжение письма?

-«Уж пламя жадное листы твои приемлет» Метафора

— Каким словом можно заменить это выражение? Как называется такой приём?

— Горит. Это перифраз для придания образности и эмоциональности.

— Что предаётся при помощи двух восклицательных предложений «Минуту! Вспыхнули!»?

— Динамичность, долгие переживания сменяются быстротой действия

— «Свершилось!» Когда так говорят?

— Когда речь идёт о чём-то важном. Таким образом поэт возвышает чувство любви.

— Разберите глагол вспыхнули по составу с исторической точки зрения и современного русского языка. Какое значение имеет суффикс –ну-?

— Суффикс –ну- выражает одномоментность, кратковременность действия. Письмо горит мгновенно, а душа лирического героя – вечно.

— «Пылают…» Умолчание снова замедляет действие. «Лёгкий дым, виясь, теряется с молением моим». Автор использует устаревшую форму деепричастия. Посему? Как звучит это деепричастие в современном русском языке?

— «Извиваясь», устаревшая форма также придаёт образность, дым тоже одушевляется.

— Слышите ли вы моления поэта?

-Нет, оно беззвучно, явствен лишь один возглас: «О Провиденье!»

— Почему поэт обращается к Провиденью?

— Это обращение к Богу, судьбе. Поэт сокрушён, он ищет духовную опору.

-«Тёмные свернулися листы» — сгорели. Перифраз.

      «Уж перстня верного утратя впечатленье,

      Растопленный сургуч кипит»,- в те времена все запечатывали письма сургучной печатью. Сожжение письма как жертвоприношение, отсюда и трепетное отношение, и молитва Богу. Никакие силы теперь не проникнут в их тайну. Но даже пепел от письма свят для поэта. Какие слова это подтверждают?

— Эпитет «пепел милый», оксюморон «отрада бедная» в груди моей унылой, останься век со мной на горестной груди».

      — Какие чувства передают эти тропы?

— Отрада бедная говорит о психологическом состоянии героя, эпитеты унылая грудь, горестная грудь передают горечь в душе. Сердце в груди сжалось, ведь любят-то сердцем.

— О какой традиции идёт речь в последней строке?

— Для русского человека пушкинской эпохи был характерен обычай носить ладанку, т.е. сумочку с ладаном или какою-нибудь святынею. Это считалось оберегом. Святыня могла помещаться и в ювелирном изделии, например, в медальоне.

— Когда Пушкин уезжал в Михайловское, Воронцова «в грозный час разлуки» подарила на память свой портрет в золотом медальоне и кольце с сердоликовым камнем (сердолик- талисман любви). Может быть, в этом медальоне и хранил «пепел милый» А.С.Пушкин. А кольцо он подарил в свой смертный час Жуковскому – другу, учителю.

      Итак, письмо сожжено, но «пепел милый» останется на горестной груди, в душе останутся нетленные слова любви. Чувство любви вечно, его сжечь невозможно.

      Перед нами, в сущности, два письма о любви. Одно от неё, ему суждено быть сожжённым. А другое?.. От кого?

— Второе письмо – горестный монолог самого поэта, где каждое слово дышит неподдельной любовью. Оно адресовано читателям.            —

— Таким образом, получается письмо в письме.

VIII. Подведение итогов урока.

— Дорогие ребята, вот мы поговорили с вами о любви через творчество «певца любви, певца своей печали».

…Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Завершая урок, хочется пожелать вам всем большой, возвышенной любви, ведь любовь облагораживает человека. Я надеюсь, что вам удалось открыть для себя нового Пушкина.

IX. Оценки. Домашнее задание: выучить стихотворение.