Исследовательская деятельность учащихся по краеведению на фольклорном материале народов ханты и манси

Каравдина Гульнара Файзрахмановна,
ХМАО-Югра, г. Радужный,
Заместитель директора по НМР
МБОУ «СОШ №8»

Исследовательская деятельность учащихся  по краеведению

на фольклорном  материале народов ханты и манси

(из опыта работы)

     Исследовательская деятельность по краеведению на фольклорном  материале народов ханты и манси решает главную задачу – патриотического воспитания учащихся, которое начинается с любви к «малой Родине», к ее культуре,  к ее духовному наследию.

    Устное народное творчество выступает как хранитель  философских, нравственных и эстетических ценностей народа. Сказки Югорской земли не являются исключением, в них в полной мере раскрываются неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и сила народов ханты и манси. 

    Но, к сожалению, современный читатель не всегда представляет, насколько оригинален и своеобразен мир ханты и манси, нашедший отражение в сказках. Подтверждением этому являются результаты анкетирования, проведённого среди учащихся МОУ СОШ №8 города Радужный  на предмет знания сказок народов ханты и манси, которое показало, что только 16%  опрошенных читают эти сказки, При этом требуется отметить, что 73% респондентов считают, что необходимо знать творчество коренных жителей.  

     В последнее время особенно возросло внимание общества к  самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира, —  этим и обусловлен выбор темы исследования:  «Анимистическое начало в художественных образах богов и духов сказок народов ханты и манси».

   Гипотеза исследования: мир богов и духов ханты и манси  богат, самобытен, оригинален, отражает могущество,  силу и красоту суровой северной природы.

   Цель  работы:  исследовать неразрывно связанный с природой  мир богов и духов обских угров в народных сказках, представить своё творческое видение образов божеств Югорской земли.

   Всё это определяет задачи исследования:

    проанализировать и раскрыть многообразие художественного мира богов и духов  сказок народов ханты и манси;

    классифицировать богов и духов по нравственной и социальной принадлежности;

    составить  алфавитный словник богов и духов;

    раскрыть самобытность, духовное богатство культуры обских угров;

    представить  собственное творческое видение образов богов и духов в иллюстрациях;

    популяризировать культуру коренных народов Югры.

Новым в изучении данного вопроса явилось следующее:

    образыбогов и духов, представленные в сказках народов ханты и манси, классифицированы по социальной и нравственной принадлежности;

    культурологический и религиозный аспект данных сказок представлен в иллюстрациях югорских богов и духов, художественное изображение которых отсутствует в творчестве самих остяков.

       При проведении данного исследования использовались как теоретические методы (моделирование, абстрагирование, анализ, синтез), так и эмпирические (описание, сравнение). В процессе исследования также были использованы следующие методы, способствовавшие широкому охвату произведений устного народного творчества народов ханты и манси и глубокому, детальному анализу полученных результатов исследования:

    текстуальный анализ содержания сказок народов ханты и манси;

    изучение научной, публицистической, справочной и критической литературы;

    диагностика учащихся на предмет знания сказок народов ханты и манси;

    систематизация, каталогизация собранного материала, его статистическая обработка.

     Исследование духовного мира сказок народов ханты и манси позволило прийти к следующим выводам:

    анимизм – религиозное представление, о вере в духовные существа, в наличие собственной души и душ других существ;

    составленный алфавитный словник богов и духов  сказок народов ханты и манси подчеркивает многообразие духовного мира обских угров (в четырёхстах сказках упоминается 53 божества);

    боги и духи сказок народов ханты и манси классифицированы по социальной и нравственной  принадлежности

    созданные авторские иллюстрации художественных образов богов и духов к сказкам народов ханты и манси популяризируют культуру коренных народов Югры, способствуют пробуждению интереса к устному народному творчеству северных народов, в котором сокрыта сама мудрость, идущая из глубины веков и своеобразие мироощущения сказителей.

     Таким образом, нашла подтверждение гипотеза исследования: мир богов и духов ханты и манси  богат, самобытен, оригинален, отражает могущество,  силу и красоту суровой северной природы.

     Материалы данного исследования могут быть использованы в следующих областях:

    на уроках литературы, истории ХМАО-Югры и мировой художественной культуры; факультативных и элективных курсах;

    на классных часах, посвященных краеведению;

    на  выставках школы искусств, библиотек, этнографических музеев.

Следовательно, результаты исследования имеют практическую направленность: дают возможность популяризировать устное народное творчество коренных жителей. Поэтому предлагается использовать представленный в работе материал  как дополнительное пособие  по культурологическим дисциплинам, а также в качестве иллюстраций к сказкам народов ханты и манси.

     Оригинальностью решения исследовательской деятельности является популяризация древней культуры обских угров через  иллюстрирование богов и духов, художественное изображение которых отсутствует в творчестве самих остяков.

Алгоритм работы с учащимися:

  1. 1.    Выявление интереса учащихся к устному народному творчеству народов ханты и манси (социологический опрос);
  2. 2.    Выявление актуальности темы
  3. 3.    Формулирование гипотезы научного исследования.
  4. 4.    Составление перечня приемов и методов исследования
  5. 5.    Работа с научной литературой  по теме
  6. 6.    Анализ собранного материала: классификация, ранжирование, составление диаграмм и т.д.
  7. 7.    Обобщение (синтез) полученных данных и подтверждение выдвинутой гипотезы.
  8. 8.    Составление списка литературы (информационных ресурсов)

Оформление научной статьи