«Гений поэзии о музыкальном гении» по «Маленькой трагедии» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

Лобачёва Валентина  Васильевна,
Смоленская область, с. Карманово
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кармановская средняя школа»

Эпиграф: «Нравственное чувство, как и талант,
даётся   не    всякому».
А.С.Пушкин.

Цель урока: Подвести учащихся к формулировке основной идеи трагедии – истории души, поражённой гордыней;

Показать художественные достоинства трагедии : мастерство диалога, глубокое, содержательное применение музыки, являющейся элементом сюжетного и идейного содержания (единственное в мировой драматургии);

Воспитание нравственного отношения как к таланту человека, так и к произведениям искусства, созданным им.

Тип урока: урок-дискуссия, интеграция литературы, музыки и театра.

Оборудование: Портреты (А.С.Пушкин, Моцарт, Сальери)

Музыка Моцарта

Факты биографий композиторов

Изречения о музыке

Оформление доски (пятиэлементной).

1.»Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин

Портреты Моцарта и Сальери

«Гений и злодейство – две вещи несовместные»

2. Моцарт(портрет)

    «Вечный солнечный свет…»(А.Рубинштейн)

Пушкин(портрет)

«Солнце русской поэзии» (В.Г.Белинский)

3. Гений – человек, обладающий высшей творческой способностью.

Реквием – траурное музыкальное произведение.

(Толковый словарь. С.И.Ожегов)

«Музыка – универсальный язык человечества»

                                          Г.Лонгфелло

«Музыка – лунный свет в сумрачной ночи жизни»

                                         Ж.П.Рихтер

Основные Произведения Моцарта:

Оперы «Дон Жуан»,   «Свадьба Фигаро»,

«Волшебная флейта»,   «Так поступают все женщины»

«Реквием»,симфонии, концерты для фортепьяно с оркестром, концерты для скрипки с оркестром, концерты для волторны с оркестром, концерты для других инструментов, камерно-инструментальные ансамбли..

А.С.Пушкин «Маленькие трагедии».

Свечи, пианино,стихи

Моцарте и Сальери

В руке у Моцарта сужается бокал,

Как узкое лицо Сал ери.

Вино отравлено. Об этом Моцарт знал.

Но думал об иной потере.

Вино отравлено, а Моцарт медлил, ждал,

Но не пронзила горькая услада,

Раскаянья рыдающий хорал…

Тогда тем боле выпить надо.

                          (Ф.Искандер)

План урока:

театрализованное введение в урок, запись темы и эпиграфа в тетради.

(инсценирование: 3 дамы в платьях , с веерами)

1         –Слыхали новость: Пушкин женился.

2         –Вот пассаж! После стольких увлечений и амуров!

3     –Но кто же она?

1   –Мадемуазель Натали, самая младшая из трёх сестё1р Гончаровых.

2    –Это не те ли Гончаровы, что живут в Москве? Так их состояние так расстроено,

что им не досвадеб.

3    – Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем небогат.

1     – Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в своё имение в нижегородской

губернии, чтобы вступить в права наследования.

2    –Но слышно, там появилась холера.

3    –Ах, бедный Пушкин –это большое препятствие к его скорому счастью.

1    –Брак для поэта – это такая проза.

2    –Нет, нет, не говорите это очень интересный альянс. Натали – первая красавица,

Пушкин – первый поэт России.

3    – Ай да Пушкин! Ему теперь за тридцать, а ей нет и семнадцати.

1    – Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблён.

(Пушкин за столом пишет пером)

«Здесь, в Болдино, сошлось всё воедино: деревня. Осень, любовь, озарение. Закончен «Евгений Онегин», написаны прелестные «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и стихи, стихи, стихи. Но уже очерчен образ чёрного человека…»

2. История создания трагедии.

«нравственное чувство, как талант,  даётся не всякому» ,- замечает Пушкин в одной из своих статей. Эти слова – эпиграф сегодняшнего урока.

Гельвеций писал:«Люди стремятся к власти , следовательно, к славе и уважению, которое они доставляют, они должны ненавидеть в знаменитом человеке того, кто их у них отнимает».

Трагедия «Моцарт и Сальери» написана в 1830 году. в основу сюжета  Пушкин положил широко известные в то время слухи , будто венский композитор Сальери из зависти отравил гениальности Моцарта.

(Сообщение о Моцарте)

Моцарт умер в 1791 году, не дожив несколько месяцев до своего 36-летия, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние годы мучился душевными расстройствами, не раз клялся, что отравил Моцарта. И по сей день вопрос этот остаётся выясненным окончательно.

На сохранившейся обложке рукописи «Моцарт и Сальери» значился заголовок «Зависть».

(нравоучительное четверостишие – плод поэтической забавы Пушкина и Языкова :

Змея увидела подснежник, ранний цвет,

И ядом облила прелестное растенье.

Так гений, наглости завистника предмет,

Страдает без вины и терпит угнетенье.(записать в тетради)

3. Работа с текстом.

(дискуссия о становлении творческого таланта Сальери)

 

Скачать полностью работу

Скачать презентацию