«Чем похожи, чем отличаются и что умеют вместе делать?»

Чумакина Елена Валерьевна,
Кемеровская обл. г.Юрга,
учитель информатики
МБОУ «СОШ №6»

Дидактическая игра «Чем похожи, чем отличаются
и что умеют вместе делать?»

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к  ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие  или правило, или то и другое. Поэтому по структуре  дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения.  В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

В настоящее время в области компьютерного моделирования получил широкое распространение так называемый объектно-ориентированный подход. Для успешного обучения информатике в процессе игры необходимо применять не только модели изучаемого материала, но и предметы, окружающие школьника.

Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами, При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Это процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия и активизируется учебная деятельность ребенка. Учебная задача – ключевой компонент учебной деятельности. При постановке учебной – дидактической задачи необходимо выполнение следующих требований: 1. Дидактическая задача должна ориентировать школьника на поиск нового способа действия, мотивировать их познавательную деятельность. 2. В процессе ее решения учащиеся должны осознать необходимость и рациональность нового знания. Перед проведением дидактической игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми Учитель должен обратить на нее внимание.

В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу команды, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатление от игры. При помощи проведения дидактических игр в начальной школе достигается оптимальная реализация познавательного потенциала ученика.

Методической основой для разработки данных уроков послужил курс информатики в начальной школе, разработанный под руководством А.В. Горячева («Информатика в играх и задачах», 3-й класс, часть 1). Уроки формируют отношение к компьютеру как к средству решения различных задач, развивают у школьников навыки решения задач с применением следующих подходов к решению — системный подход (рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей), объектно-ориентированный подход (постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием). Уроки посвящены повторению темы «Свойства объектов» и используют компьютерные технологии для повышения уровня усвоения учениками теоретического материала. В ходе уроков подобраны игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. Урок 2 проходит в виде соревнования, где каждый ученик, выполняя самостоятельно задание, тем самым помогает своей команде достичь заранее поставленной цели.

Скачать полностью работу

Скачать приложения